Аксессуары        28.02.2023   

Дневной сон первоклассников. Правильный режим дня первоклассника. Как это можно сделать

Про сон школьников

Школа - это всегда стресс и нагрузки, которые серьезно выматывают ребенка. Каждому школьнику, не важно, в каком он классе, для полноценного отдыха нужен хороший сон. Сегодня мы поговорим о сне учащихся младших классов.

Младшему школьнику (7-10 лет) желательно спать 10-11 часов в сутки. Распределять это время можно по-разному: одному ребёнку подойдёт режим с более продолжительным ночным сном, а вот уложить его спать днём будет сложно, да и незачем. Другой будет чувствовать себя лучше, если ему разрешат вечером лечь спать попозже, одновременно со взрослыми, зато днём, когда он вернётся из школы, ребёнок охотно согласится вздремнуть часок-другой.

В этом возрасте - от 7 до 10 лет - ребёнок ещё не способен самостоятельно обнаруживать связь между недостатком сна и снижением внимания, ухудшением памяти. Проследить, достаточно ли времени школьник спит, высыпается ли он, не сказывается ли недостаток сна на его самочувствии -забота родителей.

Признаки того, что ребёнок не высыпается:

  • Не пробуждается сам, может проснуться только по будильнику, и то с трудом.
  • Капризничает по утрам, маленькое замечание или неудача могут вызвать несоразмерную бурю гнева или слёзы.
  • Ребёнок вялый, у него нарушена координация. Про таких шутят: «Поднять - подняли, а разбудить - забыли».
  • На уроках с трудом воспринимает и запоминает новый материал, постоянно отвлекается.
Если у ребенка проявляются некоторые из этих признаков, значит пора начинать бороться с недосыпом. В первую очередь нужно наладить режим. Важно, чтобы ребенок засыпал и просыпался каждый день в одно и то же время. Незадолго до вечернего сна желательно начинать к нему подготовку: отказаться от шумных игр, пользования гаджетами, всех энергичных, возбуждающих занятий. В качестве «колыбельной», настраивающей на сон, можно использовать аудиокнигу или спокойную, монотонную игру.

Очень важно выделить время для общения с ребёнком, такое, когда можно будет во всех подробностях обсудить, как прошёл день, расспросить не только мимоходом о делах, но душевно о чувствах и переживаниях.

Тёплая беседа с родителями - очень хороший вариант для того, чтобы закончить дела и готовиться ко сну. И телесный контакт - что может быть приятнее «обнимашек» на ночь?

Если ребенок все ваши действия по налаживанию режима бойкотирует, можно попробовать дать ему самому расхлебать последствия своих поступков (в конце концов, не будет же мама следить за его режимом всю жизнь). Играл до поздней ночи? Твоё право, но утром придётся вставать и одеваться вне зависимости от того, успел ты за оставшееся время выспаться или нет.

Но все же, с младшим школьником, который, не умеет пока ещё связывать своё вялое состояние сегодня и поздний «отбой» вчера, такой метод может оказаться слишком жёстким. Делегировать ребёнку ответственность за свой сон желательно постепенно, опираясь на уже имеющийся у него опыт. «Помнишь, как тяжело тебе было вставать вчера, как трудно было дойти до школы, а уж тем более - выполнять на уроке какие-то задания, читать, писать, слушать? Похоже, это потому, что позавчера ты допоздна играл. Может, сегодня ляжем пораньше?».

В каникулы, особенно летние, режим часто сбивается. Чтобы легко вернуться в прежнее русло, переход к более раннему времени засыпания лучше сделать плавным. Сегодня ложимся на 15 минут раньше, чем вчера. Завтра - ещё на 15 минут раньше и т.д.

Важно! Если бессонница у продолжается больше недели, то это уже повод не для родительских нотаций, а для обращения к детскому неврологу. Если ребёнок уже лёжа в кровати долго, иногда больше часа, не может уснуть, много раз за ночь просыпается, - для этого могут быть и чисто медицинские объяснения, не связанные с капризами.

Еще один вопрос, который мы бы хотели осветить - дневной сон.

Здесь важно учитывать мнение ребенка: он должен сам согласиться в ответ на вашу просьбу подремать днем.

На самом деле, дневной сон важнее, чем многие думают, особенно для первоклассников. Еще бы! Ведь всего год назад после обеда они отправлялись , а тут - поел и снова за парту. Конечно, дневной сон может потребоваться не любому ребенку, кто-то перестраивается на новый режим лучше, а кто-то хуже. Присмотритесь к ребенку - что он делает, когда приходит из школы домой? Сразу садится за уроки? Гуляет? Играет? Как ребёнок выглядит? Он бодр и весел или выглядит измученным и усталым? А, может быть, ребёнок перевозбуждён?

Если по всем признакам ребенок устает, постарайтесь не допустить отдыха в виде просмотра телевизора или игры в компьютер. В этом случае плохо то, что тело отдыхает, а мозг - нет. Предложите ему прилечь и, например, послушать книжку - уставший ребенок скорее всего заснет сам, неожиданно для себя. Здесь, кстати, очень будет кстати - погрузиться в недолгий дневной на час-два под ним получится гораздо бвстрее, да и сам сон под ним получится более продуктивным в плане восполнения сил. А как ребенок проснется, он сможет уже с новыми силами садиться за уроки.

Дневной сон также может помочь, как это не покажется странным, в обратной ситуации, когда ребенок приходит со школы домой "заведенный" и кажется полным сил, но при этом сосредоточиться на уроках не может. Такие дети обычно к вечеру быстро становятся вялыми и капризными. Поэтому здесь тоже стоит предложить ребенку "перезарядить батарейки" небольшой порцией дневного сна.

Каждому ли первокласснику нужен тихий час? Нет, не каждому. Если ребёнок хорошо себя чувствует, не капризничает, к вечеру не выглядит усталым, нормально засыпает вечером и встает утром, то тихий час ему, скорее всего, не нужен. Вы можете легко проверить, нужен ли отдых вашему ребёнку. Сделайте так, как мы советовали чуть выше. Предложите ребёнку лечь в кровать и почитайте ему книгу. Усталый ребёнок скорее всего уснет. И такому ребёнку дневной сон будет полезен.

Конечно, первоклассники, которые спят днём, обычно не успевают ходить ни на какие дополнительные занятия. Важно помнить, что дополнительные занятия - не самое главное. Гораздо важнее, чтобы ребёнок не переутомлялся. После того, как период адаптации завершится, и ребенок начнет справляться без проблем со школьной программой, можно будет начать ходить и на дополнительные занятия.

"Добрый день
Пишу отзыв про после почти месяца эксплуатации (одеяло подростковое с ).
Покупали для ребёнка 6-ти лет с целью снятия чрезмерного напряжения, усилившегося после начала учебы в нулевом классе школы.
Благодаря практически ежедневному укладыванию ребёнка под днём на время от 10 минут до 1,5 часов, напряжение ребёнка значительно снизилось, а именно практически полностью прошли проявления "тика", ребёнок может под одеялом совы так расслабиться, что даже засыпает днём (ранее этого не происходило уже долгое время). Ну в общем работает идея изобретателя, напряжение уходит. Спасибо)"

Здравсттвуйте, девы. ситуация, что плакать хочется. Сегодня у мужа ДР. Вчера он приехал с вахты, все было хорошо, планы на ДР он со мной не обсуждал. С утра тоже приветлив был, на работу довез, поцеловались. Попросила забрать меня с работы, приехал, я сесть не успела, он рявкнул, чтобы я пошевелилась, машины же сзади стоят. Ну ладно. Забрали ребенка из сада. Молчит, ничего не говорит. Молчком зарулил в магазин, купил бутылку алкоголя, кусок мяса. Приехали домой, я его поздравила, подарила подарок (деньги, хорошую сумму, ему сложно что-либо выбрать в подарок, очень привередлив). Такое лицо сделал, что мне аж неудобно стало. А потом задал вопрос: а что, праздничного ужина не будет? А я и не думала, что он захочет ужин, никогда со мной ДР не отмечал, только с друзьями в другой день уходил бухать. я спокойно ответила, что не могу его мысли читать, если хотел, то надо было сказать. Да и продукты на праздничный ужин не куплены. Даже тортик не купил, дома двое детей называется.
Обиделся, короче. Сам пожарил мясо, сварил картохи. Сел ужинать один, выпил.....
Нифига не поняла, что к чему. Ну, может я невнимательная жена, должна была..... На свой ДР я сама плнанирую что и как будет, ни на кого не обижаюсь.
понимаю, что надо исправлять ситуацию, не дело, когда в ДР такое происходит. А как не знаю, да и должна ли....

221

Ирина Иванова

Добрый день всем!Моя история простая,возможно,кто-то сталкивался.С отцом моей младшей дочери мы разошлись сразу после ее рождения,он сказал что не готов быть папой.Я встретила другого человека.Прошло 8 лет,дочка все настойчивые начинает спрашивать о родном папе.Помня,что все-таки с его стороны были попытки с ней пообщаться,нашла его страницу вконтакте.На ней он с ребенком на руках и вся страница в таких фото.Я решилась и написала,никак не напрягая,что может,быть он теперь захочет пообщаться с дочерью,когда понял,что такое быть отцом?Написал кратко,что готов,наконец,-,то.Добавил в друзья.А потом я узнаю,что страница фейковая.Детали не знаю,но я так поняла,что это все постановка.Зачем ему это,я не могу понять?Для накрутки лайков там мало друзей,да и лет ему уже многовато для таких приколов.Я не знаю,пробовать ли еще выходить на связь и просить пообщаться с дочкой.Просто остался осадок недосказанности.У меня такое чувство,что я где,-то его не поняла.Может сумбурно как-то написала,но я почему-то в смятении.Как его понять?А понять надо,что бы решить,имеет ли смысл пытаться ли сново идти на контакт.Может есть мысли у кого по этому поводу,напишите пожалуйста.Спасибо.

155

викТОРИя

Всем привет! Не люблю последнее время обращаться на форум... Но иногда понимаю, что надо пообщаться хоть с кем-то. Да и здравые мысли и идеи иной раз здесь можно увидеть.

Итак, настигла меня очередная проблема. Ещё с сезона дождей у меня проблема с кожей. Почти каждое лето я страдаю от потнички, которая, правда, к холодам проходит. Но в этот раз не прошла Жара закончилась, дожди прошли... А проблемы мои только сильнее стали. Вся, пардон, левая грудь в корке ((((. Подмышки, локтевые сгибы, внутренняя поверхность руки...
Абы к какому врачу идти - не вариант. Попросила брата мужа и его жену найти кого-то по знакомству. Жду ответа. А сама думаю: бороться мне за продолжение ГВ или уже плюнуть, свернуть его и лечиться "тяжёлой артиллерией"? Вообще, нужно ли ребёнку материнское молоко после года? И чем его заменить кроме смеси?
Я бы сама предпочла кормить до 1,5 - 2 лет (может даже больше, чтоб малышка сама от груди отказалась)

В общем, мне грустно.

137

Аноним

Ох, побуду ия анонимом. Не, скрывать нечего. И тема вроде как не интимная. Но........ в общем боюсь я. Очень боюсь. За здоровье мужа боюсь (прошу не путать с девушкой, опасавшейся рассеянного склероза) в общем так
В начале декабря приболел муж что-то типа ОРВИ, но с сильным кашлем у них половина офиса дохает. Ладно, полечили, вроде стало лучше и тут 19 декабря вечером начинает кашлять так, что падает, теряя сознание (ненадолго, секунды на 3-5), повышается давление, пульс Я вызываю скорую, везут в больницу, делают КТ и отпускают на амбулаторное обследование. Консультация невролога, окулиста, терапевта, МРТ, электроэнцефалограмма, дуплекс сосудов шеи и головы, рентген шеи и лёгких, кровь на сахар, АЛТ, АСТ, КАК в общем все в норме, ну, с небольшими возрастными особенностями В общем выдохнули Поехали отдохнуть на каникулы. Там сауны, турецкие бани, бассейн...... и снова начинает кашлять. Все отменили. Когда приехали домой, вышел из машины, глотнул холодного воздуха (до этого тоже выходил и все было ОК) и опять такой же приступ. В этот же день к врачу. Направили к пульмонологу и на функцию дыхания с провокацией. Но это только в четверг. И тут я с дуру (видимо) на работе у медсестры спросила, мол, нет ли у неё каких предположений, что бы это могло быть. И тут она мне выдаёт - а гортань и пищевод проверяли? И ведь я начинаю понимать на что проверяли....... Я в истерике. Медсестра извиняться, что она не хотела напугать, и что все в порядке.
В общем я в состоянии неизвестности. Фенибут - мой друг.
Зачем пишу? Наверное, просто выговориться, потому что умом понимаю, что никто мне ничего конкретного не скажет. А ведь так хочется услышать, что я все себе напридумывала. А ещё на холодное в горле у него "щекотать" начинает и долго говорить не может - голос садится
Вот такая я дура дурацкая.
Все нужные обследования сделаем, конечно. Но неизвестность убивает.

97

Что сильно смущает.
1. с 2, 5 лет до 10 спал как все дети, всю ночь, сейчас пару раз в неделю этот фокус ему точно удается.
2. понервничав, может встать 3 раза. сли добавить сюда натуру ипохондрика, то это армагедец просто..
3. в детстве, пока зубы не вылезли - не спал.. сейчас оно меняются, жалуется, что давят и болят, когда растут.

96

Сон является основным фактором, который влияет на физическую и умственную активность. Детишкам 6-8 лет рекомендуется спать по 11 часов. Первоклассники, которые спят по графику, засыпают быстрее. Отбой должен быть в 21.00, а подъем в 7.00.

Перед сном не разрешайте ребенку играть в подвижные игры, а также в компьютер. Прогулка или простое проветривание комнаты способствует спокойному и глубокому сну. Также требуется дневной сон. Его продолжительность не должна превышать 1,5 часа.

Питание

Доказано, что ребятишки, которые принимают пищу строго по часам, меньше подвержены заболеваниям пищеварительной системы и ожирению. Поэтому старайтесь придерживаться данного правила. Также необходимо учесть, что детям 5-10 лет необходимо пятиразовое питание, которое обязательно должно включать в себя мясные и молочные продукты, каши, много овощей и фруктов.

Физическая активность

Физическая активность необходима для правильного развития. Планируйте день таким образом, чтобы ребенок мог выполнять утреннюю зарядку, а днем поиграть и побегать на свежем воздухе. Время прогулки не должно быть меньше 45 минут, но и не больше 3 часов.

Умственная работа

Не сажайте ребенка за домашние задания сразу после прихода со школы. Сначала должен быть обед, затем отдых или сон, а после полдник и прогулка. Откладывать задания до ночи тоже не стоит. Оптимальное время для домашних заданий - 17.00. Их продолжительность по возможности не должна превышать 2 часов.

Уважаемые родители, ваш ребёнок скоро войдё т в новую жизнь под названием «Школа». Соблюдение режима дня первоклассника играет большую роль для его самочувствия и успехов в учёбе.

Педиатры всего мира рекомендуют придерживаться подходящего под возраст вашего ребёнка режима дня. По мере взросления ребёнка этот распорядок дня меняется. Ещё до начала уроков в школе продумайте, какие дополнительные занятия вы планируете организовать для вашего первоклассника, когда начинается первый урок, какая нагрузка в день допустима для ребёнка данного возраста, сколько времени вы будете тратить на дорогу, – всё это позволит составить распорядок дня, который подойдё т именно вам.

При соблюдении режима дня первоклассником его нервная система будет легче адаптироваться

Примерный распорядок дня ученика первого класса:

7: 00 Подъём

Если ребёнок учится в первую смену, то просыпается около 7 утра. От момента пробуждения до выхода из дома должно пройти минимум 40 минут. Этого времени первокласснику будет достаточно, чтобы собраться школу. Постарайтесь привить ребёнку любовь к спорту, даже пятиминутная зарядка может укрепить здоровье и помочь проснуться. Постарайтесь организовать режим заранее, лучше сделать это за месяц до начала занятий, чтобы ребёнок успел привыкнуть к новому ритму.

7: 20 Завтрак

Утренний приём пищи очень важен для первоклассника. Он запускает работу пищеварительной системы, глюкоза организует работу мозга. Для завтрака идеально подойдут каши, блюда из яиц или творога. От магазинных сладких хлопьев лучше отказаться, они содержат слишком много сахара. Врачи рекомендуют для питья использовать воду, какао или некрепкий чай. Кофе и газировка недопустимы! Правильный режим питания даст ребёнку необходимое количество энергии и сведёт к минимуму перекусы.

7: 50 Дорога в школу

Если школа недалеко, до неё можно дойти меньше чем за двадцать минут, – откажитесь от машины или автобуса. Конечно, в современном, постоянно куда-то спешащем мире утренняя прогулка кажется чем-то сверхъестественным. По дороге в школу ребёнок подышит свежим воздухом, ходьба заменит физическую нагрузку, и на занятиях первоклассник будет полон сил.

8: 30 – 13: 00 Время в школе

Распорядок дня первоклассника в школе строго регламентирован. В первом полугодии в школе практикуется использование «ступенчатого» режима обучения (в сентябре, октябре – не более 3 уроков в день по 35 минут каждый; в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь май – по 4 урока в день по 40 минут каждый). Обязательны и весёлые физкультминутки во время урока.

При выборе школы, ещё до поступления в первый класс, ответственно принимайте решение относительно образовательной программы. Узнайте, какую программу использует учитель в выбранной вами школе. Родители, которым важны не только знания, но и индивидуальный подход к ребёнку, мягкая адаптация в первом классе, интересные, развивающие задания, выбирают систему учебников «Начальная школа XXI века». Благодаря дифференцированному подходу к каждому ребёнку, поощрению детского любопытства, заложенного разработчиками этой системы, первоклассники без стресса и усталости, с интересом и желанием изучают школьную программу.

Перемена. Посоветуйте ребёнку на переменах играть с одноклассниками в спокойные игры, научите им ребёнка заранее. Объясните, что интерактивные игры на телефоне или планшете не лучший вариант для отдыха, к тому же мешают общению со сверстниками. Если школьник ходит в группу продлённого дня, то домой он приходит около 16: 30. Позаботьтесь, чтобы у ребёнка был с собой комплект сменной одежды, перекус и вода.

13: 30 Дорога из школы

Непродолжительная прогулка по дороге домой – лучший вариант переключения с умственной деятельности. Школьнику надо чуть более получаса, чтобы полностью отвлечься от учёбы и перестроиться на другой вид деятельности. Разрешите ребёнку бегать и прыгать. Представьте, как сложно первоклассникам выдерживать принятый порядок поведения на уроках: внимательно слушать учителя, не крутиться, не вскакивать, не болтать. Куда же деться неуёмной энергии из детского организма? Разрешите ей выплеснуться наружу, это даст возможность легче переносить школьные нагрузки.

14: 00 Обед

Помните известную фразу короля Пруссии Фридриха Вильгельма Первого «Война войной, а обед по расписанию»? Старайтесь, чтобы обед начинался в одно и то же время. Обед по расписанию полезен для пищеварения. Организм привыкает, начинает готовиться к приёму пищи заранее, например выделять желудочный сок буквально за 10 минут до предполагаемого времени обеда. Питание школьника должно быть сбалансировано, обед не должен быть всухомятку. Пусть это будут простые сытные блюда: супы, паровые котлеты, рыба или мясо с гарниром, овощной салат, полезный напиток.

15: 00 Время после школы

К сожалению, этим временем мало кто умеет грамотно распоряжаться. Родители ещё в дошкольном возрасте нагружают ребёнка кружками и секциями, часто начало школьной жизни воспринимается родителем как обязательная необходимость записать первоклассника в школу искусств, спортивные секции, что создаст непосильную нагрузку на организм ребёнка в сложный период адаптации к школе.

Лучшим временем для начала серьёзных занятий вне школы будет период за год-два до школы либо начиная со второго класса. Откажитесь на этот год от обилия кружков, которые требуют усидчивости, длительной концентрации внимания, занимают много времени. Дайте школьнику адаптироваться и привыкнуть к учебной нагрузке.

Конечно, непросто представить первоклассника, у которого не было бы смартфона, планшета или игровой приставки. Напомним, что продолжительность непрерывного использования устройств с жидкокристаллическими экранами для учащихся 1 – 2 классов – не более 20 минут. Выполнение режима использования электронных устройств в течение дня поможет избежать первокласснику многих неврологических и офтальмологических проблем.

18: 00 Время на подготовку к школе

В первом классе не задают домашних заданий, однако многие дети проявляют инициативу и самостоятельно повторяют изученный в школе материал. Родителю важно не вмешиваться, не нагружать первоклассника дополнительными прописями, отработкой техники чтения. Современные педагоги и психологи неоднократно предупреждали, что это приводит к нервным срывам, полной потере мотивации к занятиям.

Приучайте первоклассника к самостоятельности. Первое время собирайте портфель вместе, затем, когда ребёнок немного освоится, доверьте ему самому это занятие. Лучше всего подготовить всё необходимое для школы накануне вечером, таким образом утром удастся избежать излишней суеты и потери времени. Напомните о важных мелочах: носовом платке, влажных и сухих салфетках, сменной обуви, перекусе. При необходимости принимать лекарства проверьте их наличие.

19: 00 Ужин

Детские диетологи рекомендуют придерживаться режима приёма пищи. Главное условие – ужин должен быть не позднее чем за 4 часа до сна, а непосредственно перед сном предложите ребёнку стакан напитка или фрукты (яблоко, банан, грушу). Не стоит злоупотреблять жирными, мясными блюдами. Такая еда способна вызывать тяжесть в желудке и негативно влиять на сон.

19: 30 Время семьи

Проведите этот час с ребёнком. Если у вас несколько детей, постарайтесь уделить внимание персонально каждому. Спросите о делах в школе, желаниях, печалях и радостях, планах на завтрашний день, поделитесь своими новостями. Если никак не получается обойтись без телевизора, посмотрите добрый мультфильм или семейный фильм вместе. Идеально, если найдётся время на семейную прогулку.

20: 30 Подготовка ко сну

Очень важное время, которое влияет на качество сна. Педиатры советуют как минимум за час до сна ограничить просмотр телевизора и активные игры. Отлично, если у вас есть вечерний ритуал, который помогает подготовиться ко сну. Чтение книги, обсуждение прошедшего дня хорошее занятие для завершения дня. Лучше это делать, когда ребёнок уже закончил водные процедуры и готов ко сну. Первые несколько дней может быть непривычно придерживаться такого режима, но чем дольше ребёнок его соблюдает, тем лучше для организма. Уже через неделю не будет проблем с засыпанием вовремя, значит, школьник будет спать, сколько ему положено. Главное правило ребёнок должен высыпаться. Запомните, ученик младшей школы должен спать не менее 10 часов. Дети, которые соблюдают режим, реже страдают от нервного перенапряжения и усталости.

21: 00 Сон

Пора спать. Идеально, если ваш первоклассник готов ко сну, он завершил все свои дела и уже 5 – 10 минут находится в кровати. Так он успеет настроиться на сон. Для полноценного сна не забудьте проветрить комнату, оптимальная температура воздуха в помещении должна быть в районе 18 градусов. Зимой, когда работают отопительные приборы, контролируйте влажность воздуха, показатель 60% является нормой. Старайтесь, чтобы ребёнок спал в полной темноте, важные для организма кортизол и меланин вырабатываются при полном отсутствии света.

В выходные, когда утром можно как следует выспаться, старайтесь не нарушать режим более чем на 20–30 минут. Конечно, весь режим невозможно освоить сразу. Позаботьтесь о правильном распорядке дня заранее, лучше начать подготовку к нему до начала учебного года, и тогда весь учебный процесс будет первокласснику в радость.


Ольга Фатеева


Школа предъявляет школьнику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без движения. Организуя правильный режим для школьника, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору. При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего ребёнка и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня у ребёнка формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.

Для обучающихся первых классов в режиме группы продленного дня рекомендуется предусматривать сон и игры. При отсутствии в общеобразовательной организации специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати. В образовательной организации рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Для обучающихся II-VIII классов в зависимости от конкретных возможностей, рекомендуется в образовательной организации выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.

Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.

Для организации дневного сна должны быть выделены либо специальные спальные, либо универсальные помещения, площадью из расчета 4,0 м2 на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600х700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.

При расстановке кроватей необходимо соблюдать расстояние между: длинными сторонами кровати - 50 см; изголовьями - 30 см; кроватью и наружной стеной - 60 см, а для северных районов страны - 100 см.

За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раз в 10 дней.

Особенно важен для ребенка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11,5 ч в сутки, по возможности включая 1,5 ч дневного сна.

Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе – 10-10,5 часа; 5-7 классы - 10,5 часа; 6-9 классы – 9-9,5 часа; 10-11 классы – 8-9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма важно обеспечить не только необходимую продолжительность, но и достаточную глубину сна. Для этого нужно следующее:

Приучить ребенка ложиться спать и вставать в одно и то же время. Когда ребенок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну;

Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.), время перед сном должно проходить в занятиях, успокаивающих нервную систему. Это могут быть спокойные игры, чтение;

Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, и т. п.;

Постель у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, просторной, чистой, с невысокой подушкой;

Комнату нужно хорошо проветривать перед сном. В момент засыпания ребенка, а также во время его сна нужно создать спокойную обстановку (устранить яркий свет, выключить телевизор, перестать громко разговаривать).