Аксессуары        16.07.2023   

Сочинение на тему: Умею ли я общаться. Классный час "умеете ли вы общаться Ваш стиль общения

Тема: «Умеете ли вы общаться»

Цель: Формировать у студентов умение общаться с учетом определенных правил делового общения.

Задачи:

    Сообщить о нормах общения;

    Развивать у студентов проявлять свои коммуникационные способности;

    Воспитывать у студентов культуру общения, грамотную речь.

Участники: 113 группа.

Форма проведения: беседа с элементами обсуждения, драматизация.

Тип классного часа: тематический

Оборудование: презентация, тесты.

План:

    Организационный момент

    Мотивационная беседа

    Обсуждение высказываний мыслителей

    Беседа о недостатках общения

    Тестирование

    Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

Организационный момент

Мотивационная беседа

Что такое общение?

Общение - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности. Организационный момент.

Обсуждение высказываний мыслителей.

Как вы понимаете эти высказывания?

«Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?» (Ж.Санд)

«Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь» (Клавдий)

«Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями» (П.Буаст)

Ян Амос Коменский сказал: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое».

Какой смысл они несут эти пословицы?

«Молчание – золото».

«Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом»

«Сближайся с умными, а глупых сторонись»

«За плохим человеком пойдешь, ничего хорошего не найдешь»

«На дружеское слово дружески и отвечать надо»

«Неприятное слово нельзя передавать»

Слово может оказать огромное воздействие на человека.

«Слово о словах».

Слова бывают разные – то дельные, то праздные.

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение и слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

О чем это стихотворение?

Беседа о недостатках общения

В словаре В.И. Даля сказано:

Скверна – мерзость, гадость, пакость, нечистота, грязь.

Что можно рассказать о человеке по тому, как он разговаривает?

Почему люди засоряют свою речь, употребляя ругательные слова, и как с этим бороться? Если человек употребляет в своей речи ругательные слова, означает ли это, что он плохой?

Бороться с пороками необходимо, а это требует усилий. Но кто сказал, что быть высоконравственным человеком легко? Мы не можем заставить других изменить речь, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

А вот еще об одном недостатке общения.

Подумайте и скажите, о каком недостатке общения идет речь?

Ученику не терпелось рассказать Мастеру сплетни, услышанные на базаре.

- Подожди, - остановил его мастер. – Правдива ли эта история?

- Думаю, нет.

- Принесет ли она кому-нибудь пользу?

- Да нет.

- Она смешная?

- Нет.

- Тогда зачем мне ее слушать?

Что хотел рассказать Ученик, и почему Мастер не стал его слушать? Как вы поступите, если узнаете, что про вас распространяют слухи, или кто-то плохо отзывается о человеке, которого вы уважаете?

Почему очень часто, несмотря на всю нелепость слухов, им все-таки верят?

Способны ли слухи и клевета уничтожить истину?

Были ли в вашей жизни случаи, когда при вас плохо отзывались о ваших знакомых, а вы промолчали? Что вы испытывали после этого? Как необходимо реагировать в подобных случаях?

Тестирование

Умение общаться - это не только умение говорить, но и умение слушать и слышать. А теперь проведем тест «Умеете ли вы слушать и слышать».

ТЕСТ «Умеем ли мы правильно слушать

Известно одно изречение: «Слушатели обычно не слушают; а если слушают, то не слышат; а если слышат, то не понимают; а если понимают, то не так...»

1 – никогда так не поступлю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

    Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

    Умею ли я обнаружить скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?

    Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?

    Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?

    Записывая сообщения, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?

    Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?

    Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным, или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?

    Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?

    Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?

    Выражаю ли я подлинный истинный интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.

32 и более – вы идеальный слушатель.

27-31 – слушатель выше среднего уровня.

22-26 – нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать.

21 и менее – многие сообщения воспринимаете в искаженном виде, предвзято, не вникая в умение вслушиваться и т. п.

ТЕСТ

    В классе начался спор на повышенных тонах.Ваша реакция:

1) Не принимаю участия

2) Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной

3) Активно вмешиваюсь и « вызываю огонь на себя».

    Часто ли вы спорите с друзьями?

1) Только в шутку и то, если это люди не обидчивые

2) Лишь по некоторым вопросам

3) Споры – это моя стихия

    Вы стоите в очереди. Как вы реагируете если кто – то лезет вперёд?

1) Возмущаюсь в душе, но молчу

2) Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону

3) Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком

    Дома на обед подали недосолённый суп.

1) Не буду поднимать бучу из-за пустяка

2) Молча возьму солонку

3) Не удержусь от едких замечаний, может быть, даже откажусь то еды

    Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится. Ваша реакция.

1) Промолчу

2) Ограничусь коротким, но тактичным замечанием

3) Выскажу всё , что я об этом думаю.

Оценки: 1-4балла

Давайте подведём итог:

12-20б. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально.

8-11б. Вы слывёте человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет друго выхода. Вы способны отстаивать своё мнение. Вы не выходите за рамки, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к Вам уважение.

Меньше 8б. Споры и конфликты - ваша стихия. Ведь вылюбите критиковать других, а если услышите замечание в свой адрес – можете «съесть» человека. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер.

Итак, итогом нашей сегодняшней работы будет разработка свода правил общения в коллективе. Как нам нужно общаться друг с другом, чтобы комфортно сосуществовать и испытывать от общения только радость.

Подведение итогов

Классный час заканчивается, давайте подведем итоги:

    Какую же роль играет общение в жизни человека?

    Какие выводы смогли сделать для себя?

От 5 мая 2014 года президент Р.Ф. В.В. Путин подписал закон, устанавливающий запрет на использование нецензурной брани в кино, театрах, в продукции СМИ, в общественных местах и иных культурных мероприятиях. За нарушение этих запретов граждан будут штрафовать от 2-2,5 тыс. руб., должностных лиц от 4-5 тыс. руб., юридических лиц от 40-50 тыс. руб. В случае повторного нарушения сумма штрафа будет возрастать.

Итак, общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, корректировка взаимоотношений, совместная деятельность и др. Общение имеет свои правила и закономерности. Каковы они?

Первое, от чего зависят наши успехи в общении – это направленность на тех, с кем мы общаемся, наше заинтересованное отношение к ним. Заинтересованный взгляд, обращение по имени с предпочтением той формы, которая наиболее устраивает тех, с кем общаемся, хорошая осведомленность в том, что важно для партнера по общению, готовность внимательно выслушать и выразить участие в решении волнующих человека проблем обязательно вызовут ответную заинтересованность.

Отвечая на вопросы, ставьте в случае согласия знак «+», в случае несогласия - «-».

    Мне кажется трудным искусство подражать другим людям.

    Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

    Из меня мог бы выйти неплохой актер.

    Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

    В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

    В разных ситуациях и в общении с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я глубоко убежден. В.Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых внутренне не вы­ ношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь. Суммируйте баллы, пользуясь таблицей:

Номер вопроса

Вариант ответов

Ключ:

0 – 3 балла. У вас низкий уровень общения. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменять его в зависимости от ситуации.

4 – 6 баллов. У вас средний уровень общения. Вы сдержанны, считаетесь с окружающими.

7 – 10 баллов. У вас высокий уровень общения. Вы легко вхо­дите в любую роль и в состоянии предвидеть впе­чатление, которое производите на окружающих.

Приложение 13

Тест в. Ф. Ряховского «Уровень вашей общительности»

Оценивайте свои ответы следующим образом: «да» - 2 балла, «иногда» - I балл, «нет» - 0 баллов.

I. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

    Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

    Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение высту­пить с докладом на каком-либо совещании, собрании или конференции?

    Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой команди­ровки?

    Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

    Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой, например, показать дорогу, назвать время?

7.Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понять друг друга?

    Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

    В ресторане или в столовой вам подали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

    Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

    Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была: в магазине, библиотеке, кассе театра. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, чтобы не стоять в очереди?

    Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмот­рению конфликтных ситуаций?

    У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оцен­ки произведений литературы, и никаких других мнений на этот счет вы не приемлете?

    Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать, не вступая в спор?

    Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

    Охотнее ли вы излагаете свое мнение или точку зрения в письменной форме, чем устной?

Ключ:

32-30 баллов.

Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контро­лируйте себя.

29-25 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество и поэтому у вас, наверное, мало дру­ зей. Новая работа и необходимость новых кон­ тактов если и не ввергнет вас в панику, то надол­ го выведет из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недо­ вольны собой. Но не ограничивайтесь только своим недовольством. В вашей власти перело­ мить эти особенности характера. Разве не быва­ ет, что при какой-то полной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабель­ ность? Стоит только встряхнуться.

24-19 балла. Вы в известной степени общительны и в знако­ мой обстановке чувствуете себя вполне уверен­ но. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спо­рах и диспутах участвуете неохотно. В ваших выс­ казываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки испра­ вимы.

18-14 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на контакт с новыми людьми. В то же вре­ мя не любите шумных компаний, экстравагант­ ные выходки и многословие вызывают у вас раз­ дражение.

13-9 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже излишне). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что порой вызывает раздражение окружающих. Охотно зна­комитесь с новыми людьми. Любите быть в цен­тре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недоста­ет, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете заставить себя не от­ступать.

8-4 балла. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общитель­ность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех

дел. Любите принимать участие во всех дискус­сиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и хандру. Охотно берете слово по любо­му вопросу, даже если имеете о нем поверхност­ное представление. Всюду чувствуете себя в сво­ей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами!

Менее 4 баллов. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмеши­ваетесь в дела, в которых совершенно не компе­тентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем ок­ружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бы­ваете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям на работе и дома трудно с вами.. Да, вам надо поработать над собой и своим характером. Воспитывайте в себе сдержанность, терпимость, уважительнее относитесь к людям, наконец, по­думайте и о вашем здоровье - такой стиль жиз­ни не проходит бесследно.

Приложение 14

Глава 4. Умение общаться

Тесты, представленные в данном разделе, позволят вам оценить, насколько вы интересный собеседник и хороший слушатель.

Ответьте на вопросы, дав оценку в баллах: всегда – 4; часто – 3; иногда – 3; никогда – 2.

1. Даете ли вы собеседнику возможность полностью высказаться?

2. Обращаете ли вы внимание на подтекст высказывания?

3. Стараетесь ли вы запомнить услышанное?

4. Обращаете ли вы внимание на главное в сообщении?

6. Обращаете ли вы внимание собеседника на выводы из его сообщения?

7. Подавляете ли вы свое желание уклониться от неприятных вопросов?

8. Сдерживаете ли вы раздражение, когда слышите противоположную точку зрения?

9. Стараетесь ли удержать внимание на словах собеседника?

10. Охотно ли беседуют с вами?

Итак, если у вас получилось 32 и более баллов – отлично, 27–31 балл – хорошо, 22–26 баллов – посредственно, менее 22 баллов – вам следует научиться слушать собеседников.

Умеете ли вы слушать собеседника

Выберите наиболее подходящие вам ответы на вопросы.

1. По-вашему, цель беседы или разговора:

а) лучше узнать собеседника;

б) высказать свою точку зрения по данному вопросу;

2. Задают ли ваши дети такие вопросы: «Где и как спят облака?» или «Была ли бабушка маленькой?»:

б) никогда;

в) иногда.

3. По утрам, собираясь на работу, вы напеваете:

а) да, всегда одну и ту же песню;

б) да, обычно разные песни;

в) нет, никогда.

4. В конце собрания вы задаете вопросы докладчику:

а) да, всегда есть о чем спросить;

б) иногда, когда не согласны с изложенной точкой зрения;

в) никогда, поскольку не верите, что одним вопросом можно изменить точку зрения докладчика.

5. После разговора с другом или коллегой вам случалось менять точку зрения по обсуждаемой проблеме:

а) да, довольно часто;

б) иногда;

в) никогда.

6. Когда вы разговариваете с кем-либо, то:

а) больше говорите вы;

б) больше говорит ваш собеседник;

в) оба говорите поровну.

7. При одинаковой цене вы бы предпочли купить:

б) компакт-диск;

в) билет в кино.

а) что потеряете ценное время;

б) что теперь будете иметь на него влияние;

в) что попытаетесь ему помочь.

9. Фраза, отражающая вашу точку зрения в большей степени:

а) лишь специалист может говорить хорошо по данной проблеме;

б) каждый может говорить обо всем, если умеет хорошо выражать свои мысли;

в) специалисты не всегда хорошие ораторы, иногда они неубедительно говорят о проблеме и своих разработках.

10. Если при разговоре смысл слов ускользает от вас, вы:

а) остановите говорящего и попросите объяснить сказанное;

б) отметите про себя неясное, чтобы спросить об этом в конце разговора;

в) в целом вам всегда все понятно.

11. Вы можете повторить сообщение или песню, услышанные утром по радио?

а) да, всегда;

б) да, но вам необходимо время, чтобы вспомнить;

в) вы не можете вспомнить.

12. У эстрадного певца прежде всего вы цените:

б) внешний вид;

в) поведение на сцене.

13. Посещение концертов для вас:

а) событие, доставляющее удовольствие;

б) светская обязанность;

в) удовольствие, если исполняют ваши любимые произведения.

14. Вы в гостях, кроме вас еще 5–6 человек. Вы заводите разговор. Чаще всего:

а) вас почти никто не слушает;

б) все умолкают, чтобы выслушать вас;

в) вы не являетесь инициатором разговора.

15. Вы в курсе событий общественной жизни благодаря:

а) просмотру телепередач;

б) прослушиванию радио;

в) чтению газет. Подсчитайте баллы.

15-20 баллов. Вам требуется усилие, чтобы выслушать собеседника. Может быть, вы недооцениваете пользу, которую можно извлечь из разговора, чтобы расширить свои знания и жизненный опыт.

25-35 баллов. Вы посредственный слушатель. Для вас беседы не главный источник информации, а основа общения. От вас многое можно узнать, но не только вам дано право на истину. Даже критику полезно бывает выслушать упреки. Вам необходимо слушать больше, чем вы это делаете.

35-45 баллов. Вы обладаете редким качеством – умением слушать и говорить в меру. Разговаривать с вами – одно удовольствие. Ваши собеседники всегда могут почерпнуть из ваших слов что-либо полезное. Вы умеете входить в положение других людей – это хорошая черта характера, которую следует сохранить.

Умеете ли вы слушать собеседника

Перед вами 16 вопросов. Не задумываясь, ответьте «да» или «нет».

1. Ждете ли вы нетерпеливо, пока другой закончит разговор и даст возможность вам высказаться?

2. Спешите ли вы принять решение до того, как поймете суть дела?

3. Слушаете ли вы лишь то, что вам нравится?

4. Мешают ли вам слушать собеседника ваши эмоции?

5. Отвлекаетесь ли вы, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

6. Запоминаете ли вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7. Мешают ли вам слушать предубеждения?

8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда беседа становится напряженной?

9. Занимаете ли вы негативную позицию по отношению к говорящему?

10. Всегда ли вы слушаете собеседника?

11. Ставите ли вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?

12. Принимаете ли вы во внимание тот факт, что у вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?

13. Допускаете ли вы, что у вас и вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?

14. Допускаете ли вы, что спор может быть вызван различием точек зрения или постановкой вопроса?

15. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре, смотрите ли вы по сторонам, когда слушаете?

16. Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его выводы?

Поставьте себе по 1 баллу за ответы «да» на вопросы 10, 11, 12, 13 и 14 и за ответы «нет» на все остальные.

Подсчитайте общее число баллов. Если вы набрали 13–16 баллов, у вас развито умение слушать, вы – приятный собеседник, у вас, скорее всего, много друзей и приятелей. Кроме того, к вам нередко обращаются за помощью посторонние люди.

10-13 баллов – средний результат. Вы можете сделать вид, что внимательно слушаете собеседника, однако на самом деле чужая точка зрения вас не интересует. В разговоре вы предпочитаете, чтобы слушали вас.

Результат менее 10 баллов говорит о неумении и нежелании слушать собеседника. Вам следует изменить отношение к беседе и понять, что, внимательно слушая, можно узнать много нового и полезного, расширить свой кругозор.

Ваше отношение к собеседнику

Ответьте на вопросы, дав оценку в баллах: почти всегда – 2, в большинстве случаев – 4, иногда – 6, редко – 8, почти никогда – 10.

1. Стараетесь ли закончить беседу, если тема или собеседник неинтересны для вас?

2. Могут ли вас раздражать манеры собеседника?

3. Может ли неудачно сказанное выражение спровоцировать вас на резкость и грубость?

4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым человеком, даже когда он стремится к этому?

5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

9. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, термины, вульгаризмы?

10. Может ли у вас в общении быть снисходительный тон с оттенком иронии?

Подсчитайте сумму баллов. Если в итоге вы набрали сумму свыше 62, то вы слушатель выше среднего уровня. Вы относитесь к собеседнику с уважением независимо от того, насколько близки вам его суждения. Вы понимаете, что беседа – это диалог, где каждый из собеседников высказывает свою точку зрения. Вы можете поменять свою точку зрения на противоположную, если собеседник приведет достаточно веские аргументы. Иными словами, вы гибки в общении, любите дискуссии и склонны выяснять суть вещей с помощью логических доводов.

Умеете ли вы четко излагать свои мысли

Ответьте утвердительно или отрицательно на предложенные вопросы.

1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?

2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре слушателя?

3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?

4. Ваши распоряжения достаточно кратки?

5. Если слушатель не задает вам вопросов после того, как вы высказались, считаете ли вы, что он вас понял?

6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?

7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний?

8. Выясняете ли вы, что было неясно в ваших высказываниях? Побуждаете ли задавать вопросы?

9. Задаете ли вы вопросы слушателям, чтобы понять их мысли и мнения?

10. Отличаете ли вы факты от мнений?

11. Стараетесь ли вы опровергнуть слова собеседника?

12. Стремитесь ли вы к тому, чтобы слушатели всегда соглашались с вами?

13. Используете ли вы термины, понятные не всем слушателям?

14. Говорите ли вы вежливо и дружелюбно?

15. Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими словами и высказываниями?

16. Делаете ли вы паузы для обдумывания?

Поставьте по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы 5, 11, 12 и 13 и по 1 баллу за ответы «да» на все остальные вопросы. Подсчитайте количество баллов.

Если вы набрали 12–16 баллов, можно с уверенностью сказать, что вы прекрасный оратор. Вы четко излагаете свои мысли, продумываете фразы заранее. С вами интересно общаться, и собеседник не стесняется задавать вам вопросы.

Ваш результат 10–12 баллов. В целом вы изъясняетесь достаточно понятно для окружающих, однако бывают случаи, когда вы не можете выразить мысль так, как вам хочется, вследствие чего между вами и собеседником может возникнуть недопонимание. Нередко вы, чтобы произвести на собеседника впечатление, используете слова и выражения, известные не всем. Старайтесь выражать свою мысль более четко и лаконично.

Менее 12 баллов – неудовлетворительный результат. Однако не стоит отчаиваться. Старайтесь больше читать, развивайте логическое мышление и репетируйте диалоги. Хорошей методикой является рассказ о каком-либо событии или явлении, наполненный яркими описаниями.

Вы можете излагать мысли на бумаге или в устной форме. Со временем вы научитесь выражать мысли более четко, и собеседники начнут понимать вас лучше.

Взаимоотношения с собеседником

Этот тест поможет вам узнать, какое впечатление производят ваши высказывания на собеседника. Оцените каждое из предложенных высказываний по 4-балльной шкале. При этом следует вспомнить похожие ситуации, случавшиеся в вашей жизни.

1. Мой собеседник не упрям и смотрит на вещи широко. Он уважает меня.

2. Высказывая различные точки зрения, обсуждаем дело по существу. Мелочи нас не волнуют.

3. Мой собеседник понимает, что я стремлюсь к хорошим взаимоотношениям.

4. Он всегда по достоинству оценивает мои высказывания.

5. В ходе беседы он чувствует, когда надо слушать, а когда – говорить.

6. При обсуждении конфликтной ситуации я сдержан.

7. Я чувствую, когда мое сообщение интересно.

8. Мне нравится проводить время в беседах.

9. Когда мы приходим к соглашению, то хорошо знаем, что делать каждому из нас.

10. Если нужно, мой собеседник готов продолжать обсуждение.

11. Я стараюсь идти навстречу его просьбам.

12. Я верю его обещаниям.

13. Мы оба стараемся угодить друг другу.

14. Мой собеседник обычно говорит по существу и без лишних слов.

15. После обсуждения разных точек зрения, я чувствую, что это полезно мне.

16. В любой ситуации я избегаю слишком резких выражений.

17. Я искренне стараюсь понять собеседника.

18. Я вполне могу рассчитывать на его искренность.

19. Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от обоих.

20. После неприятного разговора мы обычно стараемся быть внимательными друг к другу и обиды не держим.

Подсчитывая баллы, вы получите три результата. Взаимная поддержка – сумма баллов по строкам 2, 5, 9, 12, 14, 18, 20.

Слаженность в общении – 1, 4, 6, 8, 11, 15, 19.

Улаживание конфликта – 3, 7, 10, 13, 16, 17.

Результат 21 балл и выше считается нормой. Если недобор наблюдается по пункту взаимная поддержка, вам следует быть внимательнее к собеседнику. Плохая слаженность в общении – признак того, что само общение происходило в неблагоприятной обстановке – спешка, отсутствие повода для обсуждения и т. д. Наконец, если есть трудности с улаживанием конфликта, то нужно активнее искать пути к взаимопониманию.

Приятны ли вы в общении

Увы, общительность не всегда является признаком того, что с человеком приятно разговаривать. Многие люди могут утомить своей общительностью через пять минут разговора. Скорее всего, в вашем окружении окажется не один и не два таких собеседника.

А вы приятны в общении? Получить ответ на этот вопрос вам поможет этот тест. Ответьте на вопросы утвердительно или отрицательно.

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?

6. Вы раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

9. Вы любите быть в центре внимания?

10. Вы – душа компании?

11. Вы хороший оратор?

Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, засчитайте по 1 баллу за каждый из них.

А теперь подсчитаем.

1-3 балла. Следует задуматься. Общение с вами далеко не всегда приятно, а иногда и тяжело. Может быть, вы не умеете слушать собеседника, прерываете его на полуслове и начинаете излагать свою точку зрения? Если это так, постарайтесь относиться к людям более внимательно и интересоваться ими, ведь, как говорил французский писатель Андре Моруа, «для человека нет более интересной темы, чем он сам».

4-9 баллов. Вы без сомнения общительный, внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, однако когда требуется ваша помощь и поддержка, вы всегда готовы оказать ее.

9-11 баллов. Вы относитесь к типу людей, у которых много друзей и приятелей. Близкие не могут обойтись без вашей поддержки и советов. Это прекрасно. Однако возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда соблюдать чужие интересы в ущерб своим собственным?

Ваш стиль общения

Как известно, у каждого человека есть свой стиль общения. Если вы хотите узнать, насколько вы корректны и внимательны в общении, пройдите этот тест.

На каждый из 20 вопросов предложено 3 варианта ответа. Выберите наиболее подходящий.

1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

а) всегда – 1;

б) иногда – 2;

в) никогда – 3.

2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

а) внутренне кипите – 2;

б) сохраняете полное спокойствие – 1;

в) теряете самообладание – 3.

3. Каким считают вас коллеги?

а) самоуверенным – 3;

б) дружелюбным и независимым – 2.

в) спокойным и уверенным – 1.

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

а) примете ее с некоторыми опасениями – 2;

б) согласитесь без колебаний – 3;

в) откажетесь от нее ради собственного спокойствия – 1.

5. Как вы поведете себя, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

а) зададите ему по первое число – 3;

б) заставите вернуть – 2;

в) спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь, – 1.

6. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся (вернулась) с работы позже обычного?

а) что тебя так задержало? – 2;

б) где ты торчишь допоздна? – 3;

в) я уже начал (начала) волноваться – 1.

7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

а) стараетесь обогнать машину, которая показала вам хвост – 2;

б) вам все равно, сколько автомобилей вас обогнало – 1;

в) помчитесь с такой скоростью, что никто вас не догонит – 3.

8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

а) сбалансированными – 2;

б) легкомысленными – 1;

в) крайне жесткими – 3.

9. Что вы предпринимаете, если дело не удается?

а) пытаетесь свалить вину на другого – 3;

б) смиряетесь – 2;

в) становитесь впредь осторожнее – 1.

10. Как вы реагируете на статьи о случаях распущенности современной молодежи?

а) пора бы уже молодежи запретить такие развлечения – 3;

б) надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать – 1;

в) я об этом не задумываюсь – 2.

11. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?

а) и зачем только я на это нервы тратил – 1;

б) видно, этот человек начальнику приятнее – 2;

в) может быть, мне это удастся в другой раз – 3.

12. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?

а) чувство страха – 3;

б) скуку – 2;

в) искреннее удовольствие – 1.

13. Как вы будете себя вести, если вы опоздали на важное совещание из-за дорожной пробки?

а) будете нервничать во время заседания – 1;

б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров – 3;

в) огорчитесь – 2.

14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

а) обязательно стараетесь выиграть – 2;

б) цените удовольствие почувствовать себя молодым – 3;

в) очень сердитесь, если проигрываете – 1.

15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

а) стерпите, избегая скандала – 1;

б) вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание – 3;

в) отправитесь с жалобой к директору ресторана – 2.

16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?

а) поговорите с учителем – 1;

б) устроите скандал родителям обидчика – 2;

в) посоветуете ребенку дать сдачи – 3.

17. Какой вы человек?

а) обычный – 1;

б) самоуверенный – 3;

в) пробивной – 2.

18. Что вы скажете подчиненному, с которым столкнулись в дверях?

а) простите, это моя вина – 1;

б) ничего, пустяки – 3;

в) а повнимательнее вы не можете быть? – 2.

19. Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве среди молодежи?

а) когда же наконец будут приняты конкретные меры? – 2;

б) надо бы ввести более суровые наказания! – 1;

в) нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели! – 3.

20. Какое животное вам более симпатично?

а) тигр – 3;

б) домашняя кошка – 2;

в) медведь – 1. Подсчитайте свои баллы.

35-44 балла. Вы достаточно уравновешены, честолюбивы и рассудительны. Вам сопутствует успех, у вас много друзей, среди которых вы пользуетесь авторитетом. К критике относитесь доброжелательно, если она правдива и не задевает вашего самолюбия.

45 баллов и более. Вы уверенны в себе, амбициозны, честолюбивы. Для вас не составит труда пожертвовать интересами других ради достижения своей цели. Вы всегда рассчитываете на свои силы и, как правило, одерживаете победу. К людям относитесь достаточно жестко и считаете, что каждый должен учиться на своих ошибках. Критику воспринимаете лишь в том случае, если уважаете человека и считаете, что он превосходит вас в жизненном опыте.

34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что является результатом недостаточной уверенности в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы гнетесь под любым ветерком. Однако больше решительности вам не помешает. К критике относитесь терпимо.

Следует отметить, что если по 7 и более вопросам вы набрали по 3 балла и одновременно менее чем по 7 вопросам – по 1 баллу, то ваша агрессивность носит скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Относитесь к людям порой пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которые вполне могли бы избежать.

Если же по 7 и более вопросам вы получили по 1 баллу и в то же время менее чем по 7 вопросам – по 3 балла вы замкнуты в своем мире. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессии, но вы подавляете их слишком тщательно, что может негативно сказаться на вашем эмоциональном равновесии.

Насколько вы терпимы

Насколько важно для вас мнение других людей? Как вы относитесь к промахам других и насколько вы терпимы к чужим ошибкам и недостаткам характера? Получить ответы на эти вопросы вам поможет данный тест.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Вы расстроитесь?

б) нет – 2.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет, – 0;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил – 2.

3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

б) нет – 2.

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует – 2;

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать – 0.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых иные, чем у вас, профессия, положение, обычаи?

а) мне трудно было бы это сделать – 0;

б) я не обращаю внимания на такие вещи – 2.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники – 0;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере – 2.

7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, занимаются не своим делом?

б) нет – 2.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня – 0;

б) я радуюсь за него (нее) – 2.

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) ухожу пораньше под благовидным предлогом – 2;

б) вступаю в спор – 0.

0-4 балла. Вы непреклонны и упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. Однако вы достаточно добры с теми, кого любите, но если человек вам неприятен, ему не поздоровится. Нередко стремитесь навязать другим свое мнение, что приводит к спорам и непониманию.

6-12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер.

14-18 баллов. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью характера. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не одобряете. Вы с большой долей критичности относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.

Какой вы сосед

Как известно, от соседей никуда не денешься, если, конечно, вы не владелец особняка. Совместное проживание часто провоцирует конфликты и ссоры, которые, впрочем, можно решить мирным путем. А какой вы сосед? Считаетесь ли вы с интересами тех, кто живет рядом? Ответьте на вопросы данного теста, выбрав наиболее подходящий вариант ответа.

1. Вы общаетесь с соседями?

а) часто – 5;

б) иногда – 3;

в) никогда или почти никогда – 1.

2. Вы берете у них взаймы, допустим, сахар, хлеб:

а) часто – 5;

б) иногда – 3;

в) никогда – 1.

3. Если, балуясь, соседские дети позвонят в вашу дверь и убегут,...

а) отругаете их – 1;

б) пожалуетесь их родителям – 5;

в) поворчите, но простите, ведь это все-таки дети – 3.

4. Вы считаете, что ваши соседи:

а) любезные, интересные люди, готовые всегда прийти на помощь, – 5;

б) готовы помочь, но они не так уж интересны – 3;

в) они нелюбезны и неинтересны – 1.

5. В позднее время вы пригласили в гости шумную компанию. Соседи выразили недовольство. Вы:

а) извинитесь и постараетесь утихомирить гостей – 5;

б) ответите, что у себя дома вы можете делать все, что вам заблагорассудится – 1;

в) вы пригласите соседей присоединиться к вам – 3.

6. В соседнюю квартиру вселяются новые жильцы. Вы:

а) сразу же познакомитесь и предложите свою помощь – 5;

б) подождете, пока они обживутся, и только тогда предложите свою помощь – 3;

в) будете ждать, пока первый шаг сделают они – 1.

7. Ваши соседи приобрели новый автомобиль. Вы:

а) разделите их радость – 3;

б) станете им завидовать – 1;

в) спросите себя, как им удалось его купить – 5.

8. Любите ли вы сплетничать?

а) да, всегда – 5;

б) иногда, но без злобы – 3;

в) нет – 1.

9. Неизвестный человек пришел к вашей соседке. А вы знаете, что ее муж в командировке. Вы:

а) попытаетесь выяснить, кто это был, когда он уйдет – 5;

б) вы станете предполагать самое плохое – 1;

в) не обратите на это внимания – 3.

10. Ваши соседи уезжают в отпуск и просят присмотреть за их кошкой, собакой или даже приглядеть за их домом. Вы:

а) сразу же соглашаетесь – 5;

б) говорите, что согласились бы с удовольствием, но находите какие-либо оправдания, чтобы не заниматься этим – 3;

в) сразу же отказываетесь – 1.

11. Вы часто видите дочь ваших соседей в компании женатого мужчины или того, кто, по-вашему, ей не пара. Ваши действия:

а) сразу же сообщаете об этом ее матери – 5;

б) прежде всего поговорите с самой девушкой – 3;

в) считаете, что вас это не касается – 1.

12. Видя, что милиционер вошел к вашим соседям, вы:

а) найдете способ появиться у них, пока он там – 5;

б) как только он уйдет, вы отправитесь к соседям – 3;

в) это просто вас не интересует – 1.

13. Считаете ли вы себя:

а) немного лучше своих соседей – 1;

в) не делаете никаких сравнений с ними – 3.

14. Ваши соседи молодожены. Вы:

а) используете любой повод, чтобы дать им совет – 5;

б) стараетесь им помочь, но тактично, неназойливо – 3;

в) считаете, что они сами должны накопить опыт семейной жизни – 1.

15. Ваши соседи купили новую мебель, а вам предлагают по сходной цене что-то из своей старой. Вы:

а) тронуты, но не показываете этого – 3;

б) вы благодарны за то, что подумали о вас, даже если у вас нет намерения что-нибудь купить – 5;

в) вы оскорблены – 1. Подсчитайте баллы.

Более 58 баллов. Вы готовы оказать помощь соседям и отзываетесь на любую их просьбу, но вы также предлагаете свою помощь, когда в ней никто не нуждается, и делаете это несколько навязчиво. Кроме того, вы чересчур любопытны и любите посплетничать.

57-32 балла. Вы любезны, сердечны, уважаете других. Вы в меру интересуетесь жизнью своих соседей, не предлагаете своей помощи, если в ней нет нужды. Не пытаетесь узнать все о соседях, а также не рассказываете им о себе. В случае необходимости вы всегда бескорыстно предложите свою помощь.

31 и менее баллов. Для вас соседи – совершенно чужие люди. Вы не помогаете им и не нуждаетесь в их помощи и общении. Нередко вы не считаетесь с соседями и ведете себя не совсем корректно.

Умеете ли вы принимать правду

Как вы реагируете, когда вам говорят правду, особенно если она не совсем вам приятна? Нередко людям удобнее оставаться в заблуждении, чем соглашаться с истиной.

1. Представьте себе, что молодая на вид женщина в шестой раз справляет свое «двадцатилетие». Как к этому отнесетесь вы?

а) понятно ее желание скрыть свой истинный возраст;

б) глупо пытаться остановить время;

в) вы в принципе против такой лжи.

2. Предположим, вы находитесь в экзотической, незнакомой стране и попали на восточный базар. Проявите ли вы интерес к диковинным товарам?

а) вы не настолько любопытны, чтобы узнать, что это;

б) вы все же посмотрите, что это такое;

в) купите разные мелочи на память.

3. Что вы скажете, если увидите, как ребенок забавляется с мячом перед развалинами старинного храма?

а) родители не должны позволять детям играть в таком месте;

б) ребенку нужно объяснить, ведь сам он не осознает ценности этого древнего здания;

в) а почему бы и нет? Пусть играет.

4. Некий человек предсказывает будущее. Вас это интересует?

а) вы не желаете, чтобы кто-то поучал вас;

б) вы бы послушали его, но остались бы при своем мнении;

в) вы хотите узнать все о своей судьбе.

5. Солнце с восемью лучами – древний символ счастья. Если бы вы носили такой талисман, то в какой цвет его окрасили?

а) коричневый;

б) оранжевый;

в) зеленый.

6. Если бы у вас была возможность узнать, сколько вам осталось жить, вы бы ею воспользовались?

а) нет, это лишило бы вас радости жизни;

б) в какую-то минуту, быть может, да;

в) вы были бы рады это узнать.

Подсчитайте, сколько ответов вы выбрали под буквами «а», «б» и «в».

Результат: если у вас больше всего ответов под буквой «а», значит, свою жизнь вы строите согласно девизу «Меня не интересует то, чего я не знаю». Этим вы напоминаете страуса, который в минуту опасности зарывает голову в песок. Но не боитесь ли вы, что со временем потеряете правдивое, реальное ощущение жизни?

Если у вас больше всего ответов под буквой «б», значит, вы адекватно воспринимаете неприятные, но правдивые слова, легко справляетесь с жизненными неурядицами. Вы придерживаетесь девиза «Человек не может знать все». Не закрываете глаза перед необходимыми для жизни знаниями.

Если больше всего у вас ответов под буквой «в», значит, вы строги к самому себе и голая правда – важная составная часть вашей жизни.

Вы сами высказываете ее окружающим и от них требуете, чтобы они говорили вам правду без прикрас, не подслащенную деликатностью и осторожностью. Для вас знание – сила, невежество – слабость.

Ваша коммуникабельность

Коммуникабельность играет важную роль в таких сферах жизни, как дружба, карьера, отношения с близким человеком. При устройстве на любую престижную работу в резюме обязательно указывается, что претендент коммуникабелен. А вы коммуникабельны? Предлагается 16 вопросов, на каждый из которых надо ответить однозначно: да – 2 балла, иногда – 1 балл, нет – 0 баллов.

1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?

2. Откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока не станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город или село, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, когда незнакомый человек на улице обращается к вам с просьбой показать ему дорогу, назвать время, ответить на какой-либо еще вопрос?

7. Верите ли вы, что существует проблема отцов к детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл отдать вам 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане или столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы вступите с ним в беседу?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была – в магазине, кассе кинотеатра. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. Есть ли у вас сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства?

14. Услышав где-нибудь высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение) в письменном виде, чем в устной форме?

У вас получилось 30–32 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким людям также нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует коллективной работы. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 баллов. Вы замкнуты, предпочитаете одиночество. Скорее всего, у вас мало друзей. Вы не любите новых знакомств и смену работы. Вы знаете эту особенность вашего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь, ведь вы вполне можете переломить эту особенность вашего характера. Разве не бывает, что при сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит лишь быть увереннее в себе, и все получится.

19-24 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые контакты вас не пугают. И все же к незнакомым людям вы относитесь с недоверием. Вы нередко бываете циничны, однако многим это даже нравится. У вас мало друзей, но это надежные и проверенные люди.

18-14 баллов. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпимы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время вы не любите шумных компаний, а экстравагантные выходки и чрезмерная общительность вызывают у вас раздражение.

9-13 баллов. Вы весьма общительны, порой даже сверх меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Однако вам недостает усидчивости, терпения и рассудительности при столкновении с серьезными проблемами.

4-8 баллов. Вы, должно быть, рубаха-парень. Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в спорах, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По это самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской, сомневаются в вас. Задумайтесь над этим.

3-0 баллов. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Не стоит судить о проблемах, в которых вы совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разных конфликтов в своем окружении из-за вспыльчивости, обидчивости, необъективности. Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям.

Министерство образования Пензенской области

ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

отделение коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами.

Методическая разработка

классного часа на тему нравственного воспитания:

«Умеете ли вы общаться»

Составлена: классным руководителем

Воронковой С.В.

г. Пенза, 2013 г.

Цель:

Место проведения: 64 кабинет.

Группа: 10ОУЗР11 группа.

Время проведения : 45 минут.

Форма проведения : беседа с элементами обсуждения, драматизация.

Подготовительная работа.

1. Что такое общение?

План классного часа

« Умеете ли вы общаться ».

Введение

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть
  1. Составление правил общения.

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие «общение» в психологии употребляется чаще всего применительно к межличностным контактам. Общение - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности. Общение с другими людьми рассматривается как «обработка людей людьми», исходя из этого сущность общения с самим собой можно определить как «обработку человеком самого себя». Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве».

Общение - это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией и переживаниями с целью взаимопонимания и взаиморегулирования поведения, но это и главное условие и способ существования и развития людей. «Чем многообразнее и гармоничнее развит человек, тем более готов он к счастью. Для него мир богат, увлекателен, а главное - добр и открыт. Он похож на дом друзей: что хочешь - возьми, что ценишь - отдай. А для человека узкого, ограниченного мир как огромный город в совершенно незнакомой стране. Все улицы открыты, а идти по ним страшно, ибо неизвестно, куда ведут. И спросить некого - не знаешь языка... Гармоничному человеку легко в общении: ему не надо искать темы для разговора. А общение - это наше, если так можно выразиться, социальное дыхание» (Л. Жуховицкий).

Организационный момент.

Добрый день, уважаемые студенты и преподаватели! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о важном – о человеческом общении. Эту тему изучают на уроках психологии, обществознания, литературы. Цель нашего сегодняшнего классного часа: поговорить о том, как мы учимся общаться с людьми, от какого общения следует отказываться и что необходимо нам для того, чтобы испытывать радость от общения друг с другом.

  1. Обсуждение высказываний различных мыслителей

Классный руководитель : предлагает студентам обсудить высказывания мыслителей.

А. Пьерон

Б. Брехт

Ф. де Ларошфуко

«Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?»

Ж.Санд

«Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь»

Клавдий

«Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями»

П.Буаст

«Изрекать могут многие - понимают не все»

Г.Богослов

  1. Зачитывание и обсуждение пословиц и поговорок

Классный руководитель:

Ян Амос Коменский сказал: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое».

Вашим домашним заданием было подобрать пословицы и поговорки на тему: «Общение». Какие вам больше всего понравились? Какой смысл они несут?

Студенты:

«Молчание – золото».

Народная мудрость

«Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом»

Индийское изречение

«Сближайся с умными, а глупых сторонись»

Аварская пословица

«Доброго держись, а от худого удались»

Русская пословица

«За плохим человеком пойдешь, ничего хорошего не найдешь»

Чувашская пословица

«На дружеское слово дружески и отвечать надо»

Якутская пословица

«Неприятное слово нельзя передавать»

Чеченская пословица

3. Прослушивание и обсуждение молдавской сказки «Повар и царь»

Классный руководитель:

А.С. Пушкин писал: «…вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».

Давайте послушаем и обсудим молдавскую сказку

Повар и царь

Жил-был царь. Пригласил он как-то чужеземных царей и советников разных на честной пир с музыкантами. За три дня до пира вызвал к себе царь повара, дал ему денег и приказал купить на базаре самое лучшее и самое дорогое, что только на свете есть, чтобы на столе были только отборные кушанья. Пошел повар на базар, накупил там языков на все деньги, сварил с разными специями и приготовил блюда к царскому столу.

Вот и гости собрались. Рассадил их царь за столами и приказал подавать кушания. Подал повар каждому по куску языка. Съели гости язык и приказал царь следующее блюдо нести. А повар опять раздал по куску языка каждому. Гости ничего понять не могут. Смотрят удивленно друг на друга – почему им подают только блюда из языка? Съели гости, что подано, и ждут, чего еще подадут. Приказал царь нести следующую перемену. Повар опять принес язык!

Почему нас ничем другим не угощают, а только языком? – спрашивают гости.

Призвал царь повара:

Разве не приказывал я тебе купить на базаре самое лучшее, самое дорогое, что есть на свете?!

А повар отвечает:

Пресветлый царь! Разве есть что-нибудь на свете лучше и дороже языка? Язык все может - царей на престол возводить, войны прекращать и мир заключать!

Подивились гости словам повара, за смекалку его похвалили. Потом решили так: пусть повар еще раз на базар сходит и купит там самое плохое, что только на свете есть. Пошел повар и принес с базара…язык!

Говорит ему царь:

Разве не приказывал я купить тебе самое плохое, что только на свете есть?! А повар отвечает:

Пресветлый царь! Разве может что-нибудь на свете быть хуже языка? Ведь язык все может испортить и разрушить – и дружбу, и согласие, и мир!

Вопросы и задания к сказке:

1. Приведите примеры из жизни и литературы, как язык помогал людям подружиться или, наоборот, разрушал их дружбу.

2. Какой должна быть речь человека, чтобы к нему тянулись люди?

  1. Зачитывание стихотворения «Слово о слове», «Как говорим, так и живем»

Студент : стихотворение «Слово о словах».

Слово о словах

Студент: стихотворение

Как говорим – так и живем

Не знаю я, куда мне «бечь»,

Мы засорили нашу речь.

«Блины» висят на языке,

И грубые слова.

И без конца из уст летит,

Хула, хула, хула.

И чтобы жизнь нам изменить,

Научиться надо говорить.

Это поможет душе и нервам.

Это излечит наше состоянье,

Классный руководитель: Почему люди засоряют свою речь, употребляя ругательные слова, и как с этим бороться? Если человек употребляет в своей речи ругательные слова, означает ли это, что он плохой?

Студенты: диалог для размышления

Почему люди грубят

Дочка:

Мать:

Дочка:

Мать:

Дочка:

Мать:

Дочка:

Мать:

Дочка:

Классный руководитель:

Студенты:

Сценка

Думаю, нет.

Да нет.

Она смешная?

Нет.

Классный руководитель:

Студенты: Притча

Думай, что говоришь

Вопросы и задания к притче:

1.Почему распространение слухов опасно? Приведите примеры, подтверждающие это.

2.Почему очень часто, несмотря на всю нелепость слухов, им все-таки верят?

3.Способны ли слухи и клевета уничтожить истину?

4.Были ли в вашей жизни случаи, когда при вас плохо отзывались о ваших знакомых, а вы промолчали? Что вы испытывали после этого? Как необходимо реагировать в подобных случаях?

Классный руководитель: Умение общаться - это не только умение говорить, но и умение слушать и слышать. А теперь проведем тест «Умеете ли вы слушать и слышать».

ТЕСТ «

Известно одно изречение: «Слушатели обычно не слушают; а если слушают, то не слышат; а если слышат, то не понимают; а если понимают, то не так...»

Итак, какой вы слушатель?

1 – никогда так не поступлю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

  1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

Подсчитайте сумму баллов.

32 и более – вы идеальный слушатель.

27-31

22-26

21 и менее

В любом случае этот тест поможет вам взглянуть на себя со стороны, причем со стороны вашего собеседника.

Классный руководитель: Итак, итогом нашей сегодняшней работы будет разработка свода правил общения в коллективе. Как нам нужно общаться друг с другом, чтобы комфортно сосуществовать и испытывать от общения только радость. Прошу взять маркеры и выразить свои предложения на бумаге.

Российский психолог А.И. Кочетов выделил следующие правила общения:

  1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться видеть жизнь под их углом зрения.
  2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза обсуждать их.
  3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
  4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми.
  5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.

Вопрос: Со всем ли вы согласны?

Свод правил, составленный студентами

Классный руководитель: классный час заканчивается давайте подведем итоги:

  1. Какую же роль играет общение в жизни человека?
  2. Что нового вы узнали сегодня?
  3. Какие выводы смогли сделать для себя?

Классный руководитель: Итак, мы сегодня выяснили, что человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он – существо общественное. Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т. е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства. Высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка.

Заключение.

Итак, общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, корректировка взаимоотношений, совместная деятельность и др. Общение имеет свои правила и закономерности. Каковы они?

Первое, от чего зависят наши успехи в общении – это направленность на тех, с кем мы общаемся, наше заинтересованное отношение к ним. Заинтересованный взгляд, обращение по имени с предпочтением той формы, которая наиболее устраивает тех, с кем общаемся, хорошая осведомленность в том, что важно для партнера по общению, готовность внимательно выслушать и выразить участие в решении волнующих человека проблем обязательно вызовут ответную заинтересованность.

Список литературы

  1. Билык Н.И., Голубева Я.В. Проблемные классные часы. 8 – 9 классы – Волгоград: Учитель, 2008
  1. Волков Г.Н. Педагогика национального спасения. – Элиста: АПП «Джангар», 2003.
  1. Голубева Я.В. Проблемные классные часы. 10 - 11 классы – Волгоград: Учитель, 2006
  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. – М.: ВАКО, 2005
  1. Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости 50 уроков о смысле жизни. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003
  1. Сгибнева Е.П. Классные часы в 10 – 11 классах. – Ростов н /Д: Феникс, 2006
  1. Сгибнева Е.П. Классные часы в выпускных классах. – Ростов н /Д: Феникс, 2006

Тема: «Умеете ли вы общаться»

Цель:

  • показать, на конкретном примере, что умение общаться очень важная сторона жизни человека
  • помочь студентам проявить свои коммуникационные способности;
  • разработать свод правил общения в группе для комфортного сосуществования.

Место проведения: 64 кабинет.

Группа: 10ОУЗР11 группа.

Время проведения : 45 минут.

Форма проведения : беседа с элементами обсуждения, драматизация, тестирование.

Подготовительная работа.

Можно предложить студентам следующие вопросы для диалога:

1. Что такое общение?

2. Что необходимо человеку для того, чтобы испытывать от общения радость?

3. Можно ли научиться правильно общаться с людьми?

4. От какого общения следует отказываться?

План классного часа

на тему нравственного воспитания

« Умеете ли вы общаться ».

Введение

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть
  1. Обсуждение высказываний различных мыслителей
  2. Зачитывание и обсуждение пословиц и поговорок
  3. Прослушивание и обсуждение молдавской сказки «Повар и царь»
  4. Зачитывание стихотворения «Слово о слове», «Как говорим, так и живем»
  5. Диалог для размышления «Почему люди грубят», сценка «Сплетни», притча «Думай, что говоришь».
  6. Тест «Умеем ли мы правильно слушать»
  7. Составление правил общения.
  1. Подведение итогов классного часа.

Заключение

Список литературы

  1. Обсуждение высказываний различных мыслителей

«Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может

Им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми»

А. Пьерон

«Я возникаю, спрашивая и отвечая, из вопроса и ответа»

Б. Брехт

«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее»

Ф. де Ларошфуко

  1. Зачитывание и обсуждение пословиц и поговорок

Классным руководителем было дано опережающее задание: найти поговорки и пословицы на тему «Общения». Ребята зачитывают и обсуждают свои пословицы и поговорки.

  1. Зачитывание стихотворения «Слово о слове», «Как говорим, так и живем»

Слово может оказать огромное воздействие на человека. Давайте послушаем стихотворение В.Полторацкого

Слово о словах

Слова бывают разные – то дельные, то праздные.

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение и слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Как говорим – так и живем

Не знаю я, куда мне «бечь»,

Мы засорили нашу речь.

Живем то «клево», то в «прикиде»,

Но в основном на жизнь в обиде.

«Блины» висят на языке,

И грубые слова.

И без конца из уст летит,

Хула, хула, хула.

И чтобы жизнь нам изменить,

Научиться надо говорить.

Очистим нашу речь от скверны,

Это поможет душе и нервам.

Это излечит наше состоянье,

Огромного требует речь вниманья.

А коль начнем за языком следить,

  1. Диалог для размышления «Почему люди грубят», сценка «Сплетни», притча «Думай, что говоришь».

Если человек употребляет в своей речи ругательные слова, означает ли это, что он плохой?

Почему люди грубят

Дочка: Почему все вокруг обзываются грубыми словами?

Мать: Потому что людям так проще выразить свои эмоции. Сначала человек ругается, когда ему плохо, а потом привыкает всегда использовать грубые слова.

Дочка: В языке так много слов! Почему нужно употреблять самые грубые?

Мать: Чтобы сказать по-другому, надо сделать над собой усилие, прежде чем подумать, а на это не все способны.

Дочка: Но я не хочу общаться с грубыми людьми.

Мать: Смотри не на слова, а на дела человека. Иногда грубые слова вроде плохой привычки, но это не значит, что человек плохой.

Дочка: Может он и хороший, но разговаривать с ним невозможно.

Мать: Если ты будешь разговаривать с ним по-другому, его дурная привычка исчезнет.

Дочка: Разве это возможно, не отвечать грубостью на грубость?

Предлагаем вашему вниманию сценку «Мастер и ученик». Подумайте и скажите, о каком недостатке общения идет речь?

Сценка

Ученику не терпелось рассказать Мастеру сплетни, услышанные на базаре.

Подожди, - остановил его мастер. – Правдива ли эта история?

Думаю, нет.

Принесет ли она кому – нибудь пользу?

Да нет.

Она смешная?

Нет.

Тогда зачем мне ее слушать?

Что хотел рассказать Ученик, и почему Мастер не стал его слушать? Как вы поступите, если узнаете, что про вас распространяют слухи, или кто-то плохо отзывается о человеке, которого вы уважаете?

Думай, что говоришь

Однажды одна богатая дама пришла к праведнику за советом. Она сказала, что тоже хочет быть праведницей, но у нее есть один недостаток, который она никак не может преодолеть, и рассказала праведнику, что у нее есть привычка сплетничать о людях. И как она ни старается, ей не удается от нее избавиться.

Хорошо, - ответил праведник. Отправляйся на базар и купи там курицу. Когда будешь возвращаться домой, выщипывай перья и бросай их на дорогу. Потом возвращайся ко мне.

Богатая дама удивилась, услышав это, но она уважала праведника, поэтому сделала все, как он сказал.

На другой день она пришла к праведнику и сказала, что сделала все, как он велел.

Очень хорошо, сказал праведник. С первым заданием ты справилась. Снова отправляйся на базар и, когда будешь идти по дороге, постарайся собрать все перья, которые ты разбросала вчера.

Но это невозможно, - сказала богатая дама – Ветер разнес перья в разные стороны. Как же я смогу их собрать?

ТЕСТ « Умеем ли мы правильно слушать

1 – никогда так не поступлю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

2. Умею ли я обнаружить скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?

3.Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?

  1. Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?
  2. Записывая сообщения, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
  3. Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
  4. Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным, или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?
  5. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?
  6. Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?
  7. Выражаю ли я подлинный истинный интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.

32 и более – вы идеальный слушатель.

27-31 – слушатель выше среднего уровня.

22-26 – нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать.

21 и менее – многие сообщения воспринимаете в искаженном виде, предвзято, не вникая в умение вслушиваться и т. п.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Психолог А. И. Кочетов

  1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их углом зрения.
  2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни, решительно обрывайте разговор с посмевшим за глаза осуждать других. Не позволяйте говорить о своих знакомых, которых вы хорошо знаете.
  3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
  4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренно цените их. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживания рассерженного, побуждение к размышлению.
  5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную долю насмешек.
  6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

ТЕСТ

Умеем ли мы правильно слушать

1 – никогда так не поступлю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

  1. Умею ли я обнаружить скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?
  2. Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?
  3. Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?
  4. Записывая сообщения, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
  5. Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
  6. Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным, или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?
  7. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?
  8. Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?
  9. Выражаю ли я подлинный истинный интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.