Аксессуары        28.02.2023   

Языческие традиции поминания предков. Беседа о языческом обряде поминовения (с волхвом Иггельдом). Подготовка Святыни Предка

День памяти предков у славян Для древних славян чтить память своих предков было очень важно. Они уважали свой Род, укрепляли родовую память и передавали потомкам. К предкам могли обратиться с помощью, веря в их мудрость и опыт. Если не вспоминать их, то можно навлечь беду на всю семью и хозяйство. Считалось, что предки всегда находятся рядом с живыми людьми и наблюдают за ними. Существовали специальные дни, когда вспоминали умерших родственников. Последних называли общими терминами «деды», «пращуры» . В эти дни им приносили жертвы в виде угощений и вкусной еды. Поэтому хозяйки заранее готовились накрыть богатый и щедрый стол. Вспоминали усопших несколько раз в году. Подготовка к поминальным дням заключалась в уборке дома, двора. Делать это в сам праздник строго запрещалось. Иначе пыль могла залететь в глаза «дедам», спустившимся на землю. Единственные домашние дела, которые разрешались – это приготовление пищи и кормление скота. Поминальные дни: С конца октября до начала ноября у славян была так называемая Велесова неделя (поминания предков). Назывались эти дни Осенние Деды. Неделя перед Масленицей. Зимние святки. В начале мая.. Но не стоит думать, что о предках вспоминали лишь в эти дни. Нет. Каждый праздник включал себя какие-либо поминальные обряды. А вышеперечисленные дни были специальными, полностью предназначенными для поминок. Традиционно в эти дни ходили в баню, а дома стелили чистое белье. Для предков обязательно готовили хороший банный веник, а также кристально чистую воду и новое полотенце. Читали в эти дни особые заговоры, молитвы, а также проводили обряды. Поминальный ужин Что же готовили на такие праздники? Блины и оладьи. Лапша. Блюда из яиц. Хлеб. Молоко. Квас. Кутья (разновидность сладкой каши из пшеницы, в которую клали еще и орехи, мед, мак и варенье). Она была «королевой» стола на подобных праздниках и символизировала торжество жизни, богатство. Канун – это мед с водой, хлебом и маком. Всего было больше десяти блюд. Главное условие поминального стола – наличие мясных блюд. Желательно и чтобы еда была только приготовленной, горячей. Кстати, чтобы души предков могли войти в дом и поужинать, двери открывали настежь. На стол ставили свечи, потому что сам праздник начинался поздним вечером. Запрещалось класть вилки и ножи, ели исключительно ложками. Еду для предков ставили на подоконники. За ужином принято было вспоминать только хорошее об умерших родственниках, хвалить их. Причем начинали с самого старого и уважаемого родственника. О ежедневных, обыденных делах не говорили. Перед тем, как приступить к еде, хозяин дома произносил специальные слова молитвы и звал предков. На поминальном ужине должны присутствовать все члены семьи. Есть начинали с кутьи, которую хозяйка заблаговременно помещала в большую миску. Каждый член семьи клал в свою тарелку ровно три ложки, передавая кашу по кругу. И ни в коем случае нельзя было класть на стол ложку выпуклостью кверху. Это объяснялось тем, что предки могут перевернуться в гробу. Особые правила существовали для окончания ужина. Во-первых, встать из-за стола сначала должны старшие члены семьи. В противном случае – молодые могут рано погибнуть. Во-вторых, после ужина необходимо было тепло проводить души родственников. Для этого вновь открывали двери и произносили прощальные слова. В-третьих, выливали загодя приготовленную воду на улицу, а полотенца для предков сжигали. В-четвертых, стол не убирали на ночь. Его оставляли для запоздавших душ. А утром остатки еды бросали скотине или птицам.

Предлагаем вашему вниманию состоявшийся в сообществе ВК «Рукопашный Бой в Условиях Невесомости» диалог с «волхвом» организации «Круг Языческой Традиции» Иггельдом (Дмитрием Гавриловым) о языческом обряде поминовения предков:

ДМИТРИЙ МЕШКОВ (подписчик): Давно хотел узнать, а зачем нужно надевать маску? Это типа ритуал какой-то дреле-славянский или ещё что-то? Действительно интересно, зачем?

ИГГЕЛЬД: Маска надевается даже в нынешних обрядах в Беларуси. Она предохраняет ведущего обряда поминовения от контакта с духами умерших, помогает сойти за своего. Одежду ведущий обряда выворачивает наизнанку, снимает себя серебро и кованое железо, распоясывается. Маска надевается именно в таких целях, согласно бытующей по сей день Традиции.

ДМИТРИЙ МЕШКОВ: Почему у вас тогда рубашка не вывернута и подпоясана?

ИГГЕЛЬД: Во время самого обряда съёмка запрещена. Это подготовительная часть.

САНДРО: Я почти никогда не критикую традиционное язычество, но разве не очевидна глупость такого предохранения? К чему этот страх перед своими родными предками? Разве они желают зла своим потомкам? Или это вовсе не души предков, а кто-то иной, раз желает зла? А если в этот момент может проникнуть кто-то нехороший, то не способен ли Бог защитить человека? Да и те же самые предки, раз в язычестве боги настолько бессильны.

ИГГЕЛЬД: Боги предоставляют людям самостоятельность. Это не боги и не предки, это люди бездуховны, потому и бессильны.

САНДРО: Бессильны перед кем? Перед предками? А разве предки желают зла?

ИГГЕЛЬД: Бездуховны в сравнении с предками, потому им предки, за редким исключением, не помогают. Взять хотя бы это осуждение предков, переживших и Первую Мировую, и Гражданскую, и Отечественную... Не современным людям судить предков своих. А судят же, сами не пережив такого. Потому предки большинству и не помогают, пока потомки по полной не нахлебаются, и не дойдёт до той мысли, что и они будут осуждены.

САНДРО: Так зачем надо маскироваться перед своими родными предками?

ИГГЕЛЬД: Потому, что они теперь иные, и среди них, слетающихся на обряд, есть души и тех, с кем твои собственные предки, ведущего, могли враждовать. Самый разный народ собирается ныне на Дзеды. Это же не крестьянская изба и один род, тут много семей и родов. У каждого пришедшего свои предки, мало ли как они в прошлом - дружили или враждовали. Ведущий таким образом, кроме прочего, защищается от вредоносного действия иномирья.

САНДРО: Так, может, лучше не обличаться в такую глупую маскировку (как будто духи не могут разглядеть под ней человека), а провести обряд «духовней»? Хотя бы с предшествующим обращением к, пусть и языческим, богам? В христианстве поминовение осуществляется молитвой и милостыней - разве это не самая действенная защита от всех нехороших духов? Разве ваши боги бессильны, или им плевать на людей? Это бессмыслица.

И вот ещё что, говоря про духовность, разве сам по себе этот обряд духовный, нравственный? По сути, тут используется приём, часто встречающийся в язычестве - обман. Чтобы обезопасить себя, надо обмануть человека или духа. А где обман - там страх. Христианин же не боится ни духов, ни людей. В нашей обрядовости обман отсутствует.

ИГГЕЛЬД: Все понимают, что это символика. Она не глупая, она традиционная, так поступали ряженные-окрутники и до нас, и не нам это менять. В дни поминовения предков не принято употреблять имен богов, потому что все предки, вне зависимости от веры или безверия, всё равно - это наши предки. Мы не делаем различия, чья душа явится на Дзеды отведать угощения. Аналог христианской милостыни в ходе Дзедов - это те подношения, которые делаются в любом вещественном виде Дзедам.

САНДРО: Народная поговорка говорит об этом: волос сед, а ума нет. И древность не мешает глупости и бессмыслице. И что это за толерантность такая? Либо боги есть и они боги всему, а значит, способны защитить, либо их нет. Подношения дзедам, это, простите, не милостыня, это задабривание духов. Две большие разницы.

ИГГЕЛЬД: Боги есть, но они предоставляют людям свободу воли, и вмешиваются только по особым случаям тогда, когда человек своей духовной работой угоден богам.

САНДРО: В чём тут свобода воли и почему бы людям до поминок не стать угодным богам, например, очищением и обращением к ним?

ИГГЕЛЬД: Никакая индульгенция не сделает человека, проведшего свою жизнь неправедно, чистым и угодным богам. Ни обращение и никакое очищение до конца не могут обелить человека неправедного (несправедливого) перед богами. Максимум, свести к нулю вещи, о которых он сожалеет искренне. Но не сделать его выше и лучше, ценнее. Аполлон очищал, но не делал любимцами тех, кто сожалел о своих неправедных делах. Дальше перед таким человеком открывалась дорога с новыми терниями, испытаниями, работой.

САНДРО: А новая работа загладит старые грехи или они навсегда останутся в человеке?

ИГГЕЛЬД: Они останутся вместе с новой работой. Это его жизненный путь. Только одно останется в прошлом, а работа - в настоящем.

САНДРО: Зачем вообще надо поминать усопших? В христианстве это делается для того, чтобы Бог увидел, что ради них человек проводит над собой духовную работу. Что усопшие как бы помогают людям стать лучше. Тут же, боги не могут прощать, да и никакой духовной работы не проводится во время обряда, кроме отрицательной (обман).

Если человек не может защититься своей праведностью, поскольку люди не совершенны, то зачем он обращается к предкам? Предки - такие же несовершенные люди. И даже у самых героических предков неясно что в жизни преобладало. Тут мы оценивать и судить их не можем.

ИГГЕЛЬД: Поминать усопших необходимо потому, что мы их продолжение и все там будем. И нас, по идее, хотелось бы, чтобы тоже помнили. Усопшие могут давать совет, совестить, пугать, но выбор остаётся за пока ещё живым. Предки, конечно, тоже несовершенны, в сравнении с богами или Богом, но они жили прежде нас, то есть, обладают большим и предыдущим жизненным опытом, который может уберечь нас - если мы внимаем им - от осознанных ими пороков и уже давно совершённых ошибок.

САНДРО: Да, мы их продолжение, мы тоже «там будем». И что? Зачем именно такое религиозное поминовение? Разве для целей памяти не достаточно просто посмотреть фотографии? К чему все эти кормёжки?

И жизненный опыт может быть также и накоплением ошибок с заблуждениями. Или человек после смерти ясно видит, что хорошо и что плохо? Тогда зачем бояться предков других людей? И разве может ТАМ, где человек уже всё понял, быть вражда между ними, по Вашему слову?

ИГГЕЛЬД: Почитайте "Одиссею". Кормёжка сообщает душам телесность на время и заменяет жертвенную кровь. Благодаря «кормлению» Дзяды могут оказывать влияние на материальный мир, общаться с нами в период обряда и несколько позже. Духов бояться не надо, но их надо уважать, как Старших и Иных. Я не могу сказать Вам, что видит человек после смерти - это предмет веры.

САНДРО: Зачем им телесность? Чтобы влиять на людей? Зачем? Они же, судя по Вашим словам, так и остаются несовершенными, враждуют друг с другом. Вы говорите это предмет веры, так я вас о Вашей вере и спрашиваю. Если враждуют меж собой, это явно говорит об их несовершенности, о том, что человек никак не изменился.

ИГГЕЛЬД: Чтобы взаимодействовать с сидящими у погребального или поминального огня. У теней нет тела, нет языка, как же они будут шептать живым? Этот парадокс прекрасно описан ещё у Дюма, когда «тень» Шико является к королю Генриху Третьему. Вы правильно поняли меня, что приходят к такому обряду, души, которые ещё будут перерождены, поскольку испытывают «враждебность». То есть, они будут отправлены на новый круг. Человек меняется, но не сразу, одним душам необходимо много перерождений, а другим - нет.

САНДРО: А зачем слушать шёпот? Как определить, кто шепчет, хороший предок или дурной?
И как людям проводить над собой работу в этой цепи перерождений? На что ориентироваться, если даже в традиционных обрядах происходит обман?

ИГГЕЛЬД: Внимать или не внимать - это зависит от внутренней настройки человека. Я полагаю, что голоса чужих предков обычный человек не слышит. Он воспринимает шёпот только тех, кто состоит с ним том или ином родстве. Людям же надо работать над собою при жизни, работа посмертная бесполезны с точки зрения Того, кто определяет смысл их следующего рождения. Я не вижу обмана в традиционных обрядах.

САНДРО: Значит, нет никакой гарантии, что человек прислушается к доброму духу, а не злому, обманщику. Ваше предположение о том, что инородных духов человек не слышит, считаю безосновательным. К тому же, если мы говорим о несовершенности предков, то зложелателем может оказаться и собственный предок. Мы знаем много отцов, ненавидящих собственных детей.

В христианстве при всём обилии литературы, при всей развитости аскетических практик, всё равно с недоверием смотрят на тех, пусть даже преуспевших в аскетике и богословии людей, кому являются некие духи. Даже самый умудрённый человек может не отличить доброго вестника от обманщика. В вашем же язычестве, насколько я понимаю, нет критериев отличия одних от других.
А если говорить про реинкарнацию, даже если она у славян и была, её помощь в работе над собою весьма сомнительна. Да, человеку даётся ещё один шанс, но верно подметил Кураев, что ему даже не разъясняется, что не он так совершил в прошлой жизни. Работа начинается с нуля, а он всё тот же человек, всё в том же несовершенном мире.
Также очень интересно, что же и каким образом вам там духи «нашёптывают», но, думаю, это тема для совершенно другого разговора.

Благодарим Дмитрия за дружелюбность, открытость и за то, что он не побоялся вступить в диспут на нашей территории. Эти качества не часто встретишь среди современных «волхвов».

Пока жива была моя мама, никогда не было чувства щемящей беззащитности. Да, давно ушли дедушки, бабушки и даже отец. Но, как теперь знаю, только она защищала меня тем, что просто жила в Яви. Этой осенью, в навью седьмицу я собираюсь позвать на защиту своей нынешней семьи всех тех, кто ушёл. Откликнется ли кто-нибудь на зов непутёвой дочери своего рода?

Но прежде соберу, как лоскутное одеяло, то, что знаю о почитании Предков у славян.


Навья Седьмица - ожидание Предков

Обращаются к Предкам весной, когда ещё и снег не сошёл

Жгут по весне костёр из соломы, как воспоминание о краде великой. Жгут в это же время еловые ветки в доме для очищения дома и домашних.

В разных датах это происходит, с 19 марта до 22 апреля, в чистый четверг. Разведение таких костров сопровождается «кликанием мёртвых». «Ночью, в темноте прядут нитку (в левую сторону) и обвязываются ею по запястьям, до восхода солнца («чтобы заговорное слово было крепко»), ходят в лес до солнечного восхода за вересом или можжевельником. Ранним же утром, до восхода солнца порану зажигают его на сковороде посреди избы на полу и все члены семьи скачут через этот огонь и мёртвых кликают. Еловые ветки разбрасывают по двору, кормят домового цыпленком. В это же время дети бегают вокруг двора с колокольцами (скотскими боталами) в руках, чтобы отогнать всякую нечисть от скотины. На восходе солнца обливаются водою, смывая с себя все нечистое».

Говорили мне, что в этот же день хозяин дома должен прокоптить «четверговой свечей» три креста на косяке входной двери. Вслушаюсь в древние слова: «…И воду к кутьи заупокойней оставляють на столци. И сметье (мусор) у ворот жгутъ в великой четверг, молвящетако: «У того огня души приходяще огреваются».



Навья Седьмица - почитание Предков

Взывают к умершим, плачут по ним во время Родоницы.

Уж потом праздник «Родоница» стал называться «Радуница» иль «Радоница». Но первое название, от Рода-батюшки, как-то прямо в сердце западает. Призывают Предков на охрану дома, на покровительство молодым семьям. Знаю, что кормят в это время землю яйцами и мёдом. Праздник этот у славян в первых числах мая. С 1 по 7 мая – Вешние Деды. А главный день на этой неделе – второй от начала, второе мая, тобишь.

Здесь снова повторяются «оклички» - обращения к мертвым. Вот что известно: «В этот день Русь обыкновенно поминает родителей. Еще загодя женщины пекут пироги, блины пшеничные, оладьи, кокурки, приготовляют пшенники и лапшевники, варят мясо, студень, жарят яичницу.Со всеми этими яствами они отправляются на погост. Женщины поют плачи по мёртвым». У нас на севере эти плачи известны и различны по отношению к различным родственникам. Возможно, напишу об этом потом подробнее. «Люди разговаривают с умершими родственниками, поминают их, зарывают в могилы крашеные яйца, поливают брагой, убирают их свежим дерном, поверх которого ставятся всевозможные лакомые блюда, в том числе и напитки из мёда. Когда яства расставлены, поминальщики окликают загробных гостей по именам и просят их попить-поесть на поминальной тризне».


Навья Седьмица - четыре раза в году

Во время зелёных святок помнят о смерти и жизни

Поминают Дедов, после праздник на весь мир, с играми и плясками, славление жизни. Происходит это во время «зелёных святок», между 5 мая и 9 июня, в разгар весенних молений о благополучии взошедших хлебов.

Празднество это происходит на месте упокоения предков. Вот как это было в прошлых веках:

Сначала плач и «великий вопль» по умершим, потом «бесовские игры» (по выражению христианских церковников), производимые специально прибывшими заранее («… егдаучнут …») скоморохами. Потом - общие пляски и пение всех, пришедших помянуть предков. За всеми этими ритуалами видно стремление жить и радоваться краткосрочной жизни.

И вот наступает осенняя Навья неделя…

Одна часть поминания происходит в доме, вторая - на месте упокоения.


Навья Седьмица - воспоминание об ушедших

Октябрьские поминовения - Навья седьмица

Когда-то, во времена отдалённые, предков вспоминали-поминали два раза в году - весной и осенью. Во времена Ивана Грозного осенние моления были повсеместным делом - знаменитая «дмитровская» (родительская) суббота. Говорят, что это дело Сергия Радонежского, включившего в православный обиход этот славянский праздник в октябре - прочное напоминание о древних почитаниях предков. Вслушаюсь в древнюю поговорку: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут, покойнички ведут - живых блюдут» . Слово-то какое - «покойнички». Это те, кому спокойно.

Какие всё же даты?

Сместилось сейчас всё в календарях. Тот славянский праздник 19 октября по старому стилю, в 2019 году православные будут отмечать 8 ноября. А мы наши славянские Осенние Деды будем отмечать в период с 19 по 26

Как готовлюсь к Навьей седьмице?

Всё начнётся для меня в субботу, дома. Приберусь, вымою дом, наведу порядок в душе и мыслях. Приготовлю двенадцать блюд, в том числе блинов не забуду и варёных яиц.Освою приготовление кутьи, хотя ни разу её не делала до сих пор. Накрою стол новой белой скатертью, приготовлю лишние тарелки, стаканы, приборы для своих дорогих ушедших. Поставлю еду, открою окна, двери ненадолго и приглашу в тишине и почтении: «Родные Деды, идите к нам ужинать! Идите сами, и ведите с собой тех, кому не к кому идти! Есть здесь всё, чем дом богат. Просим вас: летите к нам!»

Жёлтую восковую свечу на стол поставлю, благодарение Предкам скажу:

Уж ты, солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным всех родителей, чтоб им не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать».

Прислушаемся, поищем знаков, что пришли к нам из другого Мiра. Посидим семьёй, полистаем старые фотографии, расскажем смешные и грустные истории, что помнятся о своих родичах, поулыбаемся воспоминаниям из детства, поплачем от грусти, которая станет светлее от этих незамысловатых поступков. Попрошу Дедов своих не оставлять нас без помощи и пригляду. И вроде ничего особенного нам и не нужно. Только ощущение тёплого взгляда, намёка на улыбку и веры в то, что всё будет хорошо.

Ляжем спать. Семь дней подряд будем кормить птиц на улице праздничным угощением. Так просто. Так важно. Неделя на размышление и принятие. Навья седьмица.

А через неделю вернёмся к обычной жизни. В следующую субботу снова приоткроем окна и двери ненадолго: «Святые Деды, вы сюда прилетели, пили-ели, Летите ж теперь к себе!»

И буду прислушиваться к ветру и шороху жёлтых листьев под каплями дождя, греть руки над свечой и знать - те, кто любит меня, смотрят на меня сверху с доброй улыбкой.

Мира вам и защиты!

Ирина Иванова.


Благодарность за фото В. Ларионову


Читайте нашу предыдущую статью «Славянские традиции . Осенние деды».

А также почитайте, что происходит Велесовой ночью .

Пока жива была моя мама, никогда не было чувства щемящей беззащитности. Да, давно ушли бабушки и даже отец. Но, как теперь знаю, только она защищала меня тем, что просто жила в Яви. ">

Читатель! Помяни Предков своих по русскому обычаю. Не свечкой в церкви «за упокой души», не заказом молебна у толстобрюхого попа — почти Их так, как это делали в старину. По-русски. СЛАВА ПРЕДКАМ!

Дни поминовения Предков в русской Традиции:

  1. Зимние святки: от Коляды (25 стужня \ декабря) до Водокреса (6 сеченя \ января).
  2. Вешние Деды: неделя перед Вешним Макошьем (9 травня \ мая).
  3. Осенние Деды: неделя перед Осенним Макошьем: (28 листопада \ октября).

Это — важнейшие даты; есть и иные святодни, во время которых совершаются обряды поминовения Предков (например — праздник Комоедицы, отмечаемый 25 березозола \ марта) . Чтить умерших родичей строго по календарю совершенно не обязательно — поминовение Пращуров уместно в любое время.

Место проведения обряда:
Обычно Предков поминают либо на их могилах, либо у себя дома. Можно делать это и в любом другом подходящем месте — главное, чтобы никто и ничто не мешало обряду.

Для обряда нужны:
Свеча, блюдце для требы, треба (блин, кусок хлеба, печенье и т.п.). Желательна — обрядовая страва (пища): блины, кутья, кисель.

Ход обряда:
Прежде всего — примите меры предосторожности (особенно — если Вы находитесь дома, а не на кладбище), так как соприкосновение с Иным Миром опасно и может повлечь за собой не только положительные, но и отрицательные последствия. Для этого — произнесите обережные слова. Например:

Чур-чурила, стар-престар
Ты ходи-ходи похаживай
Ты води-води поваживай
Ты гляди-гляди поглядывай
Всяко зло от мя отваживай
Чур, чур, чур!
Гой!

Это — обращение к Чуру (Предку). Современные родноверы под словом «Чур» понимают либо Предка либо Бога оберегания и границ.

После этого — не худо речь и какой-нибудь обережный заговор. К примеру, такой:

Чёрно-вочёрно, чёрно-нечисто
Спропади пропадом яко вовсе не бымши
Возвернись окрутом яко не обратимши
Веще слово рёк коло оберёг!
Веще слово рёк коло оберёг!
Веще слово рёк коло оберёг!
Гой!

Зажгите свечи, сопровождая возжигание Огня соответствующими словами. Например:

Огнь Сварожич, Неба сыне
Небоземь воссоедини!
Гой!

Затем — призовите умерших родичей: можно приглашать как конкретных Предков (называя их по имени), так и всех Пращуров вообще. Вот традиционное обращение к Дедам :

Святые Деды, зовём вас!
Святые Деды, летите до нас!

Освятите требу (подержав её над Огнём). Принесите её в дар Предкам (положив на блюдо). Теперь можно приступать к поминальной трапезе. Во время (и после) еды можно говорить с Пращурами, рассказывать им о своей жизни, спрашивать совета. Они услышат. И, быть может, Вы даже услышите их ответ:
Во завершение обряда обратитесь к Дедам с просьбой уйти обратно в Иной Мир.

Святые Деды, вы сюда прилетели
Пили и ели
Летите ж теперь к себе!

Потушите свечи (лучше всего — пальцами, в знак уважения к Огню). Если Вы дома — вынесите блюдо с требой на улицу и оставьте там, если на кладбище — оставьте его на могиле.

Писано Мирославом, верховодой КСО «Пламя Сварги»
28 листопада / октября, лета 4415 от О.С.В.
во славу Предков!

В эти дни, согласно русской народной Традиции, поминаются «чистые» покойники. Покойников «заложных» (к которым относятся все, умершие преждевременно неестественной смертью: и самоубийцы и убитые) чтили в день Ярилы Мокрого (4 кресеня \ июня). В старину, в случае, если «заложного» поминали дома в одно время с «чистыми», жертвенную еду для него ставили под стол (а не на стол, как для прочих Предков), причём жертвовали ему меньше, чем «чистым» Пращурам.
Слова «чур», «щур» означают «предок». Выражения «чур, чур, чур!» или «чур меня!» — это призыв к Предкам с просьбой о защите.
Было записано в Белоруссии.
Также было записано в Белоруссии.

Обряды поминания предков по весне восходят к древнейшим славянским представлениям о том, что с весенним пробуждением природы умершие предки тоже просыпаются от зимнего сна, и возвращаются в те места, где жили раньше, чтобы повидать живых родственников и своих потомков.

По верованиям наших предков в эти вешние дни, вернувшиеся из небесного Ирия, души наших предков незримо участвуют в празднествах вместе с живыми.

Коринфский А.А. — автор замечательного труда «Народная Русь», впервые изданная в 1901 г., утверждал, что обычай «Окликания родителей» в крестьянских семьях, чтущих дедовы заветы, соблюдался еще в 30-40-е годы XIX века. А экспедиции Фольклорно-этнографического центра Минкультуры РФ и Санкт-Петербургской консерватории (1999 г.) подтвердили, что он жив и поныне в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях.
Удивительно, но временами этот древний народный обычай почитания предков властвующие монархи и церковные патриархи пытались запрещать. Например, «окликать предков» запрещал... Иван Грозный.

Тем не менее, переживя времена «нелегальности», обряд не канул в Лету, был бережно сохранен по глухим местам Матушки Руси. В народе и сегодня, «похристосоваться» с умершими и разделить с ними праздничную трапезу считается долгом каждого православного человека.


Чтить предков — значит хранить народную память и передавать её потомкам. Вы согласны?

Издревле на утренней зорьке, раным-рано собирались женщины от недавно замужних молодух до самых древних старушек, и отправлялись на могилы родственников (или на погост) причитать-голосить по ним.

«Родимые наши батюшки и матушки! Чем-то мы вас, родимых, прогневали, что нет от вас ни привету, ни радости, ни тоя прилуки родительской?

Уж ты, солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать...».

Конечно, в разных местностях в разное время имелись свои особенности «окликания». Так, на территории нынешнего Раменского района Московской области издавна приходили с причитаниями по родителям к заветному камню — огромной серой глыбе. На северо-западе были приняты «гуканья» предков, связанные с прилетом кукушек: «Протяжно гукают, когда кукушка кукует...».


Где-то «окликать» умерших полагалось только пожилым женщинам и старухам, где-то разрешалось «гукать» и девицам — по отцам, женам — по мужьям... Дочери говорили так: «Пагукаю я сваиго татухну!..», жёны: «Пайду-ка я, пагукаю гаспадаречка, свайго галубочка!».

«Родненькие наши батюшки! ... И вы, наши родненькие, встаньте, пробудитесь, поглядите на нас, на своих детушек, как мы горе мычем на сем белом свете. Без вас-то, наши родненькие, опустел высок терем, заглох широк двор; без вас-то, родимые, не цветно цветут в широком поле цветы лазоревы, не красно растут дубы в дубровушках. Уж вы, наши родненькие, выгляньте на нас, сирот, из своих домков да потешьте словом ласковым...».

Окликающий не просто поминает умерших, он в то же время общается с природными стихиями. В древних архаичных причетах мы встречаем и обращения к стихиям природы: Солнцу, Месяцу, Ветрам, Земле, чтобы они помогли общению с усопшим, который на этот момент должен ожить, увидеть и поговорить с пришедшим.

"...А расступись-ка, Мать-сыра Земля...
Ты повыди-ка, повыступи,
Поговори со мною, сиротинушкой..." (Окуловский район)

Приглашались души предков живыми угоститься, потрапезничать:

"И поставлю я столы дубовые,
Понакрою скатерти бранные,
Понаставлю кушанья разные:
Первое кушанье я — малинушку,
Второе кушанье я — калинушку".

Ещё загодя до праздника женщины пекли пироги, блины пшеничные, оладьи, кокурки, куличи, драчены, сырники, медовые пряники, печенье, приготовляли пшенники и лапшевники, жарили «яешню» (яичницу), варили каши, варили кисель, сыту. При этом количество блюд должно было быть нечетным.У мест захоронения предков расстилали чистые льняные скатерти, расставляли угощения. Когда яства расставлены, поминальщики окликают души усопших по именам и торжественно просят их прийти, да принять угощение, поесть-попить вместе с живыми сродниками. «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть».

На Руси крещёной такими местами поминальных трапез стали кладбища, а ранее это были погребальные курганы и священные рощи-дубравы. За трапезой вспоминали добрые дела и жизнь покойных. Умершие родственники, считалось, радуются, что живые пришли к ним. Молодые у усопших предков просили благословение, пожилые — прощения.


Празднование продолжалось дома в кругу семьи.

Когда то эти «окликания» изначально имели магические функции. С течением времени магический смысл слов утрачивался, забывался. Но сохранял свою изначальную функцию: сохранения живой связи с Предками, почитание их, сохранение родовой памяти, вращение вечного жизненного круга.

В русской деревне говорили: «Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует». Верили, что если не почтить, не помянуть предков на Радуницу, то расерженные «родители» за неуважение к их памяти могли наслать на таких потомков множественные беды, напасти, несчастья, болезни, падеж скота, пожар и тому подобное.

Поэтому не только на Радуницу, но и в течение всей Фоминой недели многие хозяйки на ночь оставляли кушанья на столе, чтобы «покойнички, наголодавшиеся за зиму» отобедали, если вдруг заглянут в дом своих сородичей.