Мода        28.02.2023   

Блицинтервью. Современные проблемы науки и образования Первых в последние несколько лет

Среди предложений 27-37 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.


(1)В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. (2)Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. (3)Вот примеры жалоб.

«(4)Детей не оттащишь от компьютера. (5)Сидят сутками. (6)Какие-то аськи, агенты, чаты, форумы...»

«(7)Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. (8)Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт. (9)Мне кажется, он сходит с ума - разговаривает сам с собой».

«(10)Раньше играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из рук вон - будто его нет дома. (11)Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка...»

(12)Примерно так начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами. (13)Потом выясняются детали: вместе с увлечением компьютерными разговорами стала падать успеваемость, ребёнок всё время проводит дома, сидит и смотрит в экран. (14)Уроки подросток не делает, по дому не помогает, на улицу не ходит, спортом не занимается.

(15)Вместо разговоров по телефону и прогулок допоздна всё чаще дети общаются друг с другом через Интернет. (16)Вообще-то и раньше мы подобные жалобы слышали, только зло исходило тогда не от компьютера, а от телефона или телевизора. (17)Теперешние «компьютерные» дети - потомки своих «телевизионных» родителей.

(18)Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? (19)Скорее всего, они из неё просто выросли... (20)Мне могут возразить, что не все же просиживали бесконечные часы у телеэкрана; кто-то уже в юности чётко знал, чем будет заниматься в жизни. (21)Многие рано стали ответственными, потому что у кого-то были младшие братья и сестры, на кого-то подействовал пример ответственных взрослых, а кто-то - неизвестно как и почему. (22)И хотя родители всерьёз опасались за их будущее, они стали вполне самостоятельными людьми, с разными профессиями и судьбами, у многих семьи...

(23)К чему я всё это говорю? (24)К тому, что вот телевидение оказалось не опасным само по себе. (25)Как ни обидно кому-то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет стал частью нашей жизни и уже никуда не денется. (26)Умение ориентироваться в нём и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. (27)Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования... (28)То ли ещё будет.

(29)Нам стоит поучиться у детей. (30)Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства. (31)А сейчас с помощью сына стала неплохо ориентироваться в виртуальном пространстве. (32)Бывает, тоже «не оттащишь»...

(ЗЗ)Времяпрепровождение в он-лайне вполне допустимо для подростков. (34)Скорее всего, это невредное увлечение лежит в пределах возрастной нормы. (35)Хотя в отдельных случаях необходимо провести анализ ситуации.

(З6)Если виртуальное общение стало всепоглощающей страстью, подросток замкнулся или стал агрессивен, обеднел его словарный запас или есть другие волнующие вас симптомы, нельзя откладывать визит к специалисту. (37)Только важно учесть: борьбу надо будет вести не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость.

(По А. Ивановой*)

Александра Георгиевна Иванова - семейный психолог.

(2)Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Родителей современных подростков более всего беспокоит то, что их дети целые дни проводят у телевизоров.

2) Родители современных подростков даже при большом желании не сумеют научиться ориентироваться в виртуальном пространстве.

3) Образованный человек не должен пользоваться Интернетом.

4) Современные подростки общаются сегодня через Интернет.

5) Визит к специалисту необходим лишь в том случае, если у подростка начинают проявляться признаки интернет-зависимости.

Пояснение.

Высказывание 1) противоречит предложениям №1-2.

Высказывание 2) противоречит предложениям №29-31.

Высказывание 3) противоречит предложениям №26-27.

Высказывание 4) подтверждается предложением №15.

Высказывание 5) подтверждается предложением №36.

Ответ: 45|54

Ответ: 45|54

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Смысловая и композиционная целостность текста.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 18-19 представлено рассуждение.

2) 8 предложение текста содержит описательный фрагмент.

3) 33 предложение подтверждает суждение, высказанное в 29 предложении текста.

4) В предложениях 26-27 содержится обоснование высказанного в предложении 25 суждения.

5) Предложения 4-9 не содержат примеров к предложению 3.

Пояснение.

33 предложение не подтверждает суждение, высказанное в 29 предложении текста.

И в предложениях 4-9 приведены примеры для подтверждения мысли из предложения 3.

В восьмом предложении содержится повествование, а не описание, поэтому второй ответ также не является верным.

Верны 1 и 4 варианты.

Ответ: 14|41.

Правильный ответ указан под номером

Ответ: 14|41

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Функционально-смысловые типы речи

Из предложений 28-30 выпишите синонимы.

Пояснение.

В предложении 30 «Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства» используются синонимы «раздражение» и «недовольство».

Слова «время» и «период» могут (и то с натяжкой) считаться контекстными синонимами.

Ответ: раздражение недовольство

Ответ: раздражениенедовольство|раздражениянедовольства

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Лексическое значение слова

Илья Шутов 19.05.2016 17:53

Татьяна Стаценко

нет, не будет

Укажите способ образования слова ПРИМЕРНО (предложение 12).

Пояснение.

Наречие «примерно» образовано от прилагательного «примерный» с помощью суффикса -о-.

Ответ: суффиксальный

Среди предложений 4-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Предложение 9 «Мне кажется, он сходит с ума - разговаривает сам с собой» связано с предыдущим при помощи личного местоимения ОН (соответствует слову СЫН из предыдущего предложения).

Предложение 7 с местоимением Я не подходит, потому что с шестым оно связывается не при помощи местоимения Я, а при помощи местоимения ЭТОГО (то есть чатов, асек, форумов).

Ответ: 9

Ответ: 9

Правило: Задание 25. Средства связи предложений в тексте

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называются текстом (от лат. textum - ткань, связь, соединение).

Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь, причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего - смысл второго и т.д. Целью задания 23 является определение типа связи между предложениями.

Формулировка задания может быть такой:

Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий)

Или: Определите вид связи между предложениями 12 и 13.

Помните, что предыдущее - НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным может быть ответ 11, если это предложение связано с 10-м тем, которым указано в задании. Ответов может быть 1 и больше. Балл за успешное выполнение задания задание - 1.

Перейдём к теоретической части.

Чаще всего мы используем такую модель построения текста: каждое предложение сцепляется с последующим, это называется цепной связью . (О связи параллельной скажем ниже). Мы говорим и пишем, соединяем самостоятельные предложения в текст по несложным правилам. Вот в чём суть: в двух соседних предложениях речь должна идти об одном и том же субъекте .

Всё типы связи принято делить на лексические, морфологические и синтаксические . Как правило, при соединении предложений в текст могут быть использованы одновременно несколько видов связи . Это существенно облегчает поиск искомого предложения в указанном фрагменте. Остановимся детально на каждом из видов.

23.1. Связь при помощи лексических средств.

1. Слова одной тематической группы.

Слова одной тематической группы - это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия.

Примеры слов: 1) Лес, тропинка, деревья; 2) здания, улицы, тротуары, площади; 3) вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата

Вода была чистой и прозрачной. Волны набегали на берег медленно и бесшумно.

2. Родовидовые слова.

Родовидовые слов - слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое.

Примеры слов: Ромашка - цветок; берёза - дерево; автомобиль - транспорт и так далее.

Примеры предложений: Под окном всё так же росла берёза . Как много воспоминаний связано у меня с этим деревом ...

Полевые ромашки становятся редкостью. А ведь это неприхотливый цветок .

3 Лексический повтор

Лексический повтор - повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе.

Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в повторе . Повтор того или иного члена предложения - главная особенность цепной связи. Например, в предложениях За садом находился лес . Лес был глух, запущен связь строится по модели «подлежащее - подлежащее», то есть названный в конце первого предложения субъект повторяется в начале следующего; в предложениях Физика есть наука . Наука должна пользоваться диалектическим методом - «модель сказуемое - подлежащее»; в примере Лодка причалила к берегу . Берег был усыпан мелкой галькой - модель «обстоятельство - подлежащее» и так далее. Но если в первых двух примерах слова лес и наука стоят в каждом из рядом стоящих предложений в одинаковом падеже, то слово берег имеет разные формы. Лексическим повтором в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя.

В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, эмоциональный характер, особенно когда повтор находится на стыке предложений:

Вот исчезает с карты Отечества Аральское море .

Целое море !

Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.

Рассмотрим примеры. Дополнительные средства связи мы пока не берём во внимание, смотрим только на лексический повтор.

(36) Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: «Бы­ва­ло страш­но , очень страш­но». (37) Он го­во­рил прав­ду: ему бы­ва­ло страш­но .

(15) Как пе­да­го­гу, мне до­ве­лось встре­чать мо­ло­дых людей, жаж­ду­щих яс­но­го и чёткого от­ве­та на во­прос о выс­ших цен­но­стях жизни. (16) 0 цен­но­стях , поз­во­ля­ю­щих от­ли­чать добро от зла и вы­би­рать луч­шее и до­стой­ней­шее.

Обратите внимание : разные формы слов относятся к другому виду связи. Подробнее о различии см. в пункте о формах слова.

4 Однокоренные слова

Однокоренные слова - слова с одинаковым корнем и общим значением.

Примеры слов: Родина, родиться, рождение, род; рвать, обрыв, разорваться

Примеры предложений: Мне повезло родиться здоровым и крепким. История моего рождения ничем не примечательна.

Хоть я и понимал, что отношения нужно разорвать , но не мог этого сделать сам. Этот разрыв был бы очень болезненным для нас обоих.

5 Синонимы

Синонимы - слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.

Примеры слов: скучать, хмуриться, грустить; веселье, радость, ликование

Примеры предложений: На прощание она сказала, что будет скучать . Я знал, что тоже буду грустить по нашим прогулкам и разговорам.

Радость охватила меня, подхватила и понесла... Ликованию , казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец!

Нужно отметить, что синонимы трудно находятся в тексте, если нужно искать связь только при помощи синонимов. Но, как правило, наряду с таким способом связи используются и другие. Так, в примере 1 есть союз тоже , об этой связи пойдёт речь ниже.

6 Контекстные синонимы

Контекстные синонимы - слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку относятся к одному предмету (признаку, действию).

Примеры слов: котёнок, бедолага, шалун; девушка, студентка, красавица

Примеры предложений: Котёнок живёт у нас совсем недавно. Муж снял бедолагу с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.

Я догадался, что она студентка . Девушка продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её.

Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор. Но наряду с таким способом связи используются и другие, что облегчает поиск.

7 Антонимы

Антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.

Примеры слов: смех, слёзы; горячий, холодный

Примеры предложений: Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие смеха . Но слёзы душили меня, и я быстро вышел из комнаты.

Слова её были горячими и обжигали . Глаза же леденили холодом. Я будто попал под контрастный душ...

8 Контекстные антонимы

Контекстные антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте.

Примеры слов: мышка - лев; дом - работа зелёный - спелый

Примеры предложений: На работе этот человек был серой мышкой . Дома же в нём просыпался лев .

Спелые ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот зелёные лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.

Обращаем внимание на неслучайное совпадение терминов (синонимы, антонимы, в том числе контекстные) в этом задании и заданиях 22 и 24: это одно и то же лексическое явление, но рассматриваемое под разным углом зрения. Лексические средства могут служить для связи двух стоящих рядом предложений, а могут и не быть связующим звеном. При этом они всегда будут средством выразительности, то есть имеют все шансы быть объектом заданий 22 и 24. Поэтому совет: выполняя задание 23, обращайте внимания на эти задания. Больше теоретического материала о лексических средствах вы узнаете из правила-справки к заданию 24.

23.2. Связь при помощи морфологических средств

Наряду с лексическими средствами связи, используются и морфологические.

1. Местоимение

Связь при помощи местоимений - это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением. Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению.

Что необходимо знать:

Местоимения - это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.

По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений:

1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);

2) возвратное (себя);

3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой); в качестве притяжательных используются также формы личных : его (пиджак) , её (работа) , их (заслуга).

4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько);

5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной);

6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей);

7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?);

8) отрицательные (никто, ничто, ничей);

9) неопределённые (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто).

Не забывайте, что местоимения изменяются по падежам , поэтому «тебе», «мне», «о нас», «о них», «никому», «каждого» - это формы местоимений.

Как правило, в задании указано, КАКОГО разряда должно быть местоимение, но это необязательно, если в указанном периоде нет других местоимений, выполняющих роль СВЯЗУЮЩИХ элементов. Нужно чётко осознавать, что НЕ ВСЯКОЕ местоимение, которое встречается в тексте, является связующим звеном .

Обратимся к примерам и определим, как связаны предложения 1 и 2; 2 и 3.

1) В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие, не мои....

Во втором предложении местоимений два, оба личные, я и её . Какое из них является той скрепочкой , которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение я , то что оно заменило в предложении 1? Ничего . А что заменяет местоимение её ? Слово «школу » из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения её .

В третьем предложении местоимений три: они, какие-то, мои. Со вторым связывает только местоимение они (=этажи из второго предложения). Остальные никак со словами второго предложения не соотносятся и ничего не заменяют . Вывод: второе предложение с третьим связывает местоимение они .

В чём практическая важность понимания этого способа связи? В том, что можно и нужно употреблять местоимения вместо существительных, прилагательных и числительных. Употреблять, но не злоупотреблять, так как изобилие слов «он», «его», «их» порой приводит к непониманию и неразберихе.

2. Наречие

Связь при помощи наречий - это связь, особенности которой зависят от значения наречия.

Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению.

Наречия - это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.

В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:

Времени и пространства : внизу, слева, рядом, вначале, издавна и подобные.

Примеры предложений: Мы приступили к работе. Вначале было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей. Потом втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт. Обратите внимание : Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется параллельной связью.

Мы взобрались на самую вершину горы. Вокруг нас были только вершины деревьев. Рядом с нами проплывали облака. Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.

Указательные наречия . (Их иногда называют местоименными наречиями , так как они не называют, как или где происходит действие, а лишь указывают на него ): там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так и подобные.

Примеры предложений: Прошлым летом я отдыхала в одном из санаториев Белоруссии . Оттуда практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете. Наречие «оттуда» заменяет целое словосочетание.

Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем. Так прошло три года. Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения.

Возможно использование и других разрядов наречий , например, отрицательных : В школе и в вузе у меня не складывались отношения с ровесниками. Да и нигде не складывались; впрочем, я от этого не страдал, у меня была семья, были братья, они заменили мне друзей.

3. Союз

Связь при помощи союзов - самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.

Связь при помощи сочинительных союзов : но, и, а, зато, также, или, однако и других. В задании может быть указан тип союза, а может и не быть указан. Поэтому следует повторить материал о союзах.

Подробно о сочинительных союзах рассказано в специальном разделе

Примеры предложений: К концу выходного дня мы невероятно устали. Но настроение было потрясающее! Связь при помощи противительного союза «но».

Так было всегда...Или это мне так казалось.. .Связь при помощи разделительного союза «или».

Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.

Связь при помощи подчинительных союзов: ибо, так что . Очень нетипичный случай, так как подчинительные союзы связывают предложения в составе сложноподчинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место намеренный разрыв структуры сложного предложения.

Примеры предложений: Я был в полном отчаянии...Ибо не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью. Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.

Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать. Так что оставалось одно: найти работу. Союз «так что» имеет значение следствия.

4. Частицы

Связь при помощи частиц всегда сопутствует другим видам связи.

Частицы ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же вносят дополнительные оттенки в предложение.

Примеры предложений: Позвоните родителям, поговорите с ними. Ведь это так просто и одновременно сложно - любить.. .

Все в доме уже спали. И только бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.

После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме. Даже кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки. Вот на чьи руки опереться бы мне... Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.

5. Формы слова

Связь при помощи формы слова состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных

  • если это существительное - числе и падеже
  • если прилагательное - роде, числе и падеже
  • если местоимение - роде, числе и падеже в зависимости от разряда
  • если глагол в лице (роде), числе, времени

Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами.

Примеры предложений: Шум постепенно нарастал. От этого нарастающего шума становилось не по себе.

Я был знаком с сыном капитана . С самим капитаном судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени.

Обратите внимание : в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах;

«форм слов» - и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.

В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.

Информация для учителя.

Рассмотрим в качестве образца сложнейшее задание реального ЕГЭ 2016 года. Приводим полностью фрагмент, опубликованный на сайте ФИПИ в «Методических указаниях для учителей (2016 год)»

Затруднения экзаменуемых при выполнении задания 23 вызывали случаи, когда условие задания требовало различения формы слова и лексического повтора как средства связи предложений в тексте. В этих случаях при анализе языкового материала следует обратить внимание обучающихся на то, что лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей.

Приводим условие задания 23 и фрагмент текста одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.:

«Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения».

Ниже приведено начало текста, данного для анализа.

– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

Предложение 15 связано с предложением 14 с помощью личного местоимения «он» (Ярцев).

Предложение 16 связано с предложением 15 с помощью форм слова «лесник» : предложно-падежной формы, управляемой глаголом, и беспредложной формы, управляемой именем существительным. Эти словоформы выражают разные значения: значение объектное и значение принадлежности, и использование рассматриваемых словоформ не несёт стилистической нагрузки.

Предложение 17 связано с предложением 16 при помощи форм слов («на озере – на озеро»; «Берга – Берг» ).

Предложение 18 связано с предыдущим при помощи личного местоимения «он» (Берг).

Верный ответ в задании 23 данного варианта – 10. Именно предложение 10 текста связано с предыдущим (предложение 9) с помощью лексического повтора (слово «он» ).

Необходимо отметить, что среди авторов различных пособий нет единого мнения, что считать лексическим повтором - одно и то же слово в разных падежах (лицах, числах) или в одной и той же. Авторы книг издательства «Национальное образование», «Экзамен», «Легион» (авторы Цыбулько И.П., Васильевых И.П. , Гостева Ю.Н., Сенина Н.А.) не приводят ни одного примера, при котором слова в различных формах считались бы лексическим повтором.

При этом очень сложные случаи, при которых слова, стоящие в разных падежах совпадают по форме, рассматриваются в пособиях по-разному. Автор книг Сенина Н.А видит в этом формы слова. И.П. Цыбулько (по материалам книги 2017 года) видит лексический повтор. Так, в предложениях типа Я видел море во сне. Море звало меня у слова «море» разные падежи, но при этом несомненно есть та самая стилистическая задача, о которой пишет И.П. Цыбулько. Не углубляясь в лингвистическое решение этого вопроса, обозначим позицию РЕШУЕГЭ и дадим рекомендации.

1. Все явно не совпадающие формы - это формы слова, не лексический повтор. Обратите внимание, что речь идёт об одном и том же языковом явлении, что и в задании 24. А в 24 лексические повторы - это только повторяющиеся слова, в одинаковых формах.

2. Совпадающих форм в заданиях на РЕШУЕГЭ не будет: если и сами лингвисты-специалисты не могут в этом разобраться, то выпускникам школы это не под силу.

3. Если на экзамене попадутся задания с подобными трудностями, смотрим на те дополнительные средства связи, которые помогут определиться с выбором. Ведь у составителей КИМов может быть своё, отдельное мнение. К сожалению, так может быть.

23.3 Синтаксические средства.

Вводные слова

Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.

Конечно, необходимо знать, какие слова являются вводными.

Его приняли на работу. К сожалению , Антон был слишком амбициозен. С одной стороны , компании нужны были такие личности, с другой - он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.

Приведём примеры определения средств связи в небольшом тексте.

(1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало.

Определим, как связаны предложения в этом тексте.

Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения её , которое заменяет имя Маша в предложении 1.

Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова она/ её : «она» - это форма именительного падежа, «её» - это форма родительного падежа.

Кроме того, предложение 3 имеет ещё и другие средства связи: это союз тоже , вводное слово казалось , ряды синонимичных конструкций не настаивали на знакомстве и не стремилась к сближению .

Денис Чечиленко 10.11.2015 14:16

Надо указать то предложение, в котором имеется это местоимение? Просто я указал 10, т.к. сказано, что связано с предыдущим предложением.

Татьяна Юдина

Должно быть девятое. Оно связано с восьмым.

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассказывая о том, что беспокоит сегодня родителей подростков, автор использует такой приём, как (А)_____ (предложения 4-6, 7-9, 10-11), а также такое синтаксическое средство, как (Б)_____ (в предложениях 13, 14). Использование такого лексического средства, как (В)_____ («сходит с ума» в предложении 9, «из рук вон» в предложении 10), подчёркивает обеспокоенность родителей создавшимся положением. С помощью такого приёма, как (Г)_____ (предложения 18-19, 23-24), А. Иванова стремится привлечь читателей к размышлению».

Список терминов:

3) фразеологизм

4) цитирование

5) риторический вопрос

7) парцелляция

8) ряды однородных членов

9) вопросно-ответная форма изложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение (см. также Правило ниже).

Заполним пропуски.

«Рассказывая о том, что беспокоит сегодня родителей подростков, автор использует такой приём, как цитирование (предложения 4-6, 7-9, 10-11), а также такое синтаксическое средство, как ряды однородных членов (в предложениях 13, 14). Использование такого лексического средства, как фразеологизм («сходит с ума» в предложении 9, «из рук вон» в предложении 10), подчёркивает обеспокоенность родителей создавшимся положением. С помощью такого приёма, как (в предложениях 18, 23 автор задает вопрос, а в предложениях 19, 24 сам отвечает на него), А. Иванова стремится привлечь читателей к размышлению».

Ответ: 4839.

Ответ: 4839

Правило: Задание 26. Языковые средства выразительности

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.

При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь . Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).

26.1 ТРОП-СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.

Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

1.Эпитет (в пер. с греч. - приложение, прибавление) - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными :

грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

-существительными , выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать - сыра земля; Поэт - это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

-наречиями , выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко ...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

-деепричастиями : волны несутся гремя и сверкая ;

-местоимениями , выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов);

-причастиями и причастными оборотами : Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

2. Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор ,

Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:

Формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным Юность пролетела,

Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)

Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);

Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь , в смиренную обитель

Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);

При помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза (А. Ахматова);

При помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Точно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)

3.Метафора (в пер. с греч. - перенос) - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы:

1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафора бывает не только одиночной : она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях - охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора , цельный художественный образ.

4. Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли , И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы . (М. Ю. Лермонтов)

5. Метонимия (в пер. с греч. - переименование) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

Между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);

Между предметом и материалом, из которого сделан предмет: ...не то на серебре, - на золоте едал (А. С. Грибоедов);

Между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел , трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю. К. Олеша)

6. Синекдоха (в пер. с греч. - соотнесение) - это разновидность метонимии , основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:

С меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет... (А. С. Пушкин);

С части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. - описательное выражение), - это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

А. С.Пушкина - «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой - «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

8.Гипербола (в пер. с греч. - преувеличение) - это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

9. Литота (в пер. с греч. - малость, умеренность) - это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

10. Ирония (в пер. с греч. - притворство) - это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!

11. Синонимы , т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый -отважный, бежать - мчаться, глаза (нейтр.) - очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Синонимы могут быть контекстными.

12. Антонимы , т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина - ложь, добро - зло, отвратительно - замечательно ), также обладают большими выразительными возможностями.

Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Ложь бывает доброй или злой ,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной.

13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности

Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора ), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:

1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята );

2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету ) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши ); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока - торж. ) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове - неодобр., мелкая сошка - пренебрежит., грош цена - презр. ).

14. Стилистически окрашенная лексика

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга ; презрительные: балбес, зубрила, писанина ; бранные/

2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция ); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная ; публицистическая: репортаж, интервью ; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

15. Лексика ограниченного употребления

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

Лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет - петух, векша - белка );

Лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач );

Лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз - в речи моряков, утка - в речи журналистов, окно - в речи преподавателей );

Лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам - молодежному: тусовка, навороты, крутой ; компьютерному: мозги - память компьютера, клава - клавиатура ; солдатскому: дембель, черпак, духи ; жаргону преступников: братва, малина );

Лексика устаревшая (историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка ; архаизмы - устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело - лоб, ветрило - парус ); - лексика новая (неологизмы - слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).

26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств- это уровень предложения или нескольких предложений.

Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

16.Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей? .. (M. Ю. Лермонтов);

17.Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

То было в утро наших лет - О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

18.Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) - это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват .

Анафора (в пер. с греч. - восхождение, подъем), или единоначатие, - это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);

Эпифора (в пер. с греч. - добавка, конечное предложение периода) - это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно (А. А. Фет);

Досталась им буханка светлого хлеба - радость!

Сегодня фильм хороший в клубе - радость!

Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли- радость! (А. И. Солженицын)

Подхват - это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. - идущий рядом) - тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов);

Я был вам звенящей струной,

Я был вам цветущей весной,

Но вы не хотели цветов,

И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

21. Инверсия (в пер. с греч. - перестановка, переворачивание) - это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

Согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

Дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

22.Парцелляция (в пер. с франц. - частица) - стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц - фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане - не физические лица. А люди . (Из газет)

23.Бессоюзие и многосоюзие - синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов , речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:

Зато и внук,и правнук, и праправнук

Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский)

24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. - противоположение) - это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы - общеязыковые и контекстуальные:

Ты богат, я очень беден, Ты - прозаик, я - поэт (А. С. Пушкин);

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне - все косится в сторону,

Вчера еще до птиц сидел,

Все жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

26.Градация (в пер. с лат. - постепенное повышение, усиление) - прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

27.Оксюморон (в пер. с греч. - остроумно-глупое) - это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья , светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:

-восклицательные предложения ;

- диалог, скрытый диалог;

-вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;

-ряды однородных членов;

-цитирование;

-вводные слова и конструкции

-Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

Во-первых, там есть кавычки; во-вторых, парцелляция- совершенно особый приём. Когда мы хотим одну мысль, одно предложения для большей доходчивости донести до слушателя, мы его нарочно делим на части.Например: «Я верила. Ждала. А он не пришёл. Ни сегодня. Ни завтра. »

Естественно, в цитатах тоже могут быть парцеллированные предложения. Но здесь-то цитатах есть обычные, «не разорванные» искусственно предложения...

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

Основные проблемы:

1. Проблема увлечения подростков виртуальным общением. (Как нужно относиться к увлечению подростков общением в Сети?)

2. Проблема взаимопонимания родителей и детей. (Как родителям и детям достичь взаимопонимания в вопросах увлечений?)

3. Проблема использования Интернета. (Полезен или вреден Интернет?)

1. Увлечение подростков виртуальным общением должно вызывать опасение взрослых только в том случае, если оно стало всепоглощающей страстью, но в этом случае бороться нужно не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость.

2. Чтобы лучше понимать своих детей-подростков, родители должны помнить о том, что сами переживали периоды увлечения техническими новинками, и стараться научиться у детей более уверенно обращаться с современной техникой.

3. Интернет предоставляет людям большие возможности, и умение их использовать сегодня является условием достижения успеха.

Пояснение.

(37)Только важно учесть: борьбу надо будет вести не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость. (причастный оборот «породившими зависимость» является определением для дополнения «причинами»)

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В современном мире заводить большие семьи не принято. Многие из нас боятся, что если в семье будет больше 1–2 детей, то мы не сможем дать им достаточно своего внимания, не обеспечим хорошим образованием и всевозможными материальными благами. Однако профессор экономики Брайан Каплан высказал диаметрально противоположный взгляд на этот вопрос и рассказал, почему не страшно, когда в семье больше одного ребенка.

Редакция сайт ознакомилась с точкой зрения профессора и, по достоинству оценив логику и здоровый эгоизм Брайана, решила рассказать и вам о его теории.

Очевидно, что в прежние годы людям жилось труднее, а финансовых возможностей было в разы меньше. При этом дети рождались чаще, чем сейчас. Теперь же мы можем позволить себе отличное питание, медицина шагнула далеко вперед, а продолжительность жизни увеличилась на несколько десятков лет. Однако с каждым годом детей в цивилизованных странах рождается все меньше.

Жизнь стала в тысячу раз опаснее, чем раньше. Многие из нас помнят, как с 1-го класса ходили в школу без сопровождения, после уроков приходили домой и сами жарили себе яичницу, а затем убегали гулять на улицу до прихода родителей с работы. Мы уверены, что тогда мир был безопаснее. Но это не так.

Как и сейчас, 30–40 лет назад надо было переходить оживленные улицы, в мире существовали злодеи, а немногочисленные детские площадки тех времен больше напоминают полигоны для военных испытаний.

Если мы посмотрим на ситуацию трезво, то поймем, что опасностей не стало больше - нам просто стало больше известно о них. Обо всех происшествиях можно узнать максимум через полчаса после того, как они произошли. И мы узнаем, ужасаемся и сажаем своих 10-12-летних детей в машины, чтобы отвезти их к друзьям на соседнюю улицу.

Мы слишком много занимаем их, принося себя в жертву

Нам кажется, что мы должны дать ребенку как можно больше. Развивашки, кружки, секции - нашим детям некогда скучать. И родителям, вообще-то, тоже. Из родителей мы превращаемся в водителей, сопровождающих своих маленьких начальников то на танцы, то на английский. На это уходит масса времени и ресурсов.

Тут нет проблемы, если жизнь, состоящая из разъездов по кружкам, действительно в удовольствие. Однако многие женщины жертвуют своей карьерой ради этого. И чувствуют себя гораздо менее счастливыми, чем раньше, когда у них не было таких забот.

При этом вопрос о том, действительно ли подобная большая занятость так нужна детям, остается открытым. Если вы видите своих детей в машине чаще, чем где-либо, стоит задуматься над тем, чтобы сбавить темп и немного замедлить ритм жизни.

Все это происходит с нами неосознанно. Ведь быть хорошим родителем нынче в тренде. Никогда еще ценность человеческого детеныша не была так велика, как сейчас - в последние несколько десятков лет. Никогда раньше взрослению детей не уделялось так много внимания. Немудрено, что постепенно люди начинают видеть в родительстве больше проблем, чем удовольствия.

Для кого-то дети - смысл жизни, и только с ними все по-настоящему началось. Для других, напротив, все хорошее практически закончилось с появлением детей. Но на самом деле ничто не начинается и не заканчивается: дети просто случаются с нами.

Это, по-видимому, знали наши родители и бабушки, у которых к 25–27 годам уже было по 2–3 ребенка, несмотря на отсутствие стиральных машин, мультиварок и посудомоек. Им было известно, что дети при всей своей хрупкости обладают большой силой и отличными способностями к выживанию.

Дети - это слишком дорого

Практически каждый потенциальный родитель уверен, что ребенок - это дорогой проект. Разумеется, можно и даже нужно вкладывать деньги в физическое и умственное развитие ребенка, тратиться на брендовую одежду и с младых ногтей расширять кругозор своих детей в путешествиях. Однако на самом деле все, что нужно нашим детям, - это уравновешенные и любящие родители, время для игр и творчества. Но уж точно не платные занятия английским с полугода.

Как правило, им все равно, наденете вы на них брендовую футболку или вещь из масс-маркета. Им важно, чтобы там была надпись с их любимой кинофраншизы Star Wars. А если предложить им на выбор поездку в Париж или в местный аквапарк, то они, скорее всего, выберут второе. Но самое интересное, что Брюс Сакердот в свое время проанализировал более 1 тыс. семей и выяснил, что финансовые возможности родителей никак не влияют на желание или нежелание детей учиться.

Есть и хорошие новости

Многие родители боятся не справиться, навредить своим детям, травмировать их чем-либо. Однако психогенетика говорит, что мы не можем нанести существенный вред своим детям, независимо от того, оберегаем ли мы их от каждой травмирующей ситуации или заставляем смотреть проблеме в лицо. Дети, так или иначе, вырастут и, скорее всего, поведением и поступками будут похожи на нас. Ребенок - это не пластилин, из которого можно что-то слепить, а уже готовая личность со своими наклонностями и возможностями.

Это было доказано в исследовании : долгое время ученые наблюдали за 250 приемными детьми, которые росли в успешных семьях. Было обнаружено, что в детстве их уровень IQ стремился к уровню IQ их приемных родителей в том же возрасте, однако в подростковом периоде приемные дети становились больше похожими на своих биологических родителей.

Поэтому не думайте, что будущее вашего ребенка находится исключительно в ваших руках. От лишнего часа чтения книг дети не становятся умнее, а от дополнительных 30 минут просмотра мультфильмов - глупее. Будущее ребенка зависит от его генов. Часть ответственности с нас сняла сама природа, тонко намекнув, чтобы мы особо не утруждались. И пусть вам станет легче от этого знания.

А как вы думаете, из-за чего у современных семей по всему миру все более популярной становится тенденция откладывать рождение ребенка «на потом» и «до лучших времен»? По вашему мнению, это связано с особенностями поколения миллениалов или в таких решениях кроются большие проблемы, которые могут привести к демографическому кризису?

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словосочетанием «за последние несколько лет»

  • Зато актриса нашла себя в роли телеведущей: за последние несколько лет свет увидели несколько передач с ее участием.
  • В первый раз за последние несколько лет !
  • За последние несколько лет в моей жизни произошло много неприятных моментов.
  • Все хорошие фильмы за последние несколько лет мы уже успели посмотреть в несколько дней.
  • За последние несколько лет я потратила кучу времени, обдумывая концепцию «технологического баланса жизни».
  • За последние несколько лет это было худшее начало сезона в истории клуба.
  • Серхио Левински: За последние несколько лет прошло три волны эмиграции аргентинцев.
  • За последние несколько лет старая школа издательства научилась уважать мнение Перкинса, хотя и не всегда принимала его.
  • За последние несколько лет концерты памяти Анны Герман прошли в огромном количестве городов России и бывшего СССР.
  • Последние несколько лет своей жизни, я посветила вопросу о том, что значит быть настоящей женщиной.
  • В последние несколько месяцев до смерти Брик очень плохо себя чувствовала.
  • Мало того, часть этих людей была одета в майки «Арии», которая тогда была далеко не в таком шоколаде, как последние несколько лет .
  • Ему это удалось блестяще выполнить и оставаться лидером страны 18 лет последние 6 лет .
  • Однако последние два февральских дня 1917 года перечеркнули их последние надежды остановить революцию.
  • Несколько раз я уже похоронен, несколько раз «уехал», несколько раз отсидел, причем такие сроки, что еще лет сто надо прожить».
  • Последние несколько лет я ездил на занятия лаборатории, которой руководила Мария Осиповна Кнебель, легенда русского театра.
  • Через несколько лет этот ТАР-34 стоял у Татьяны Петровны в её учебной комнате, и она тестировала им своих студентов ещё несколько лет .
  • Я родом с Большой Охты, но последние несколько лет перед отъездом жил в Коломягах в Приморском районе.
  • У Лавана Исаак прожил около 20 лет : семь лет за одну, семь лет за другую и несколько лет еще.
  • Последние несколько раз приходили на миноносце.
  • Это были последние люди, которых он видел, и последние минуты, которые он жил.
  • Последние десятилет ия XX века были сложными, и я хотел бы привести на память последние строки из воспоминаний митрополита Питирима.
  • Я хочу рассказать вам о том, что сделано за последние несколько дней и зачем это было сделано, а также о наших дальнейших шагах.
  • Там она и провела последние несколько недель своей жизни.
  • Смешно, что в последние несколько лет эти сны исчезли, хоть они и были важной частью моего детства.
  • А если серьезно, в последние несколько лет мир действительно существенно изменился.
  • Говорят, в последние несколько месяцев своей жизни Башлачев только и говорил, что о смерти.
  • За последние 6 000 лет писаной и, ясное дело, несоциалистической истории они жили без войн в общей сложности не более 300 лет .
  • Именно Наталия была с Виктором последние несколько лет его жизни.
  • Прозвучали последние слова, прошли последние рукопожатия.
  • Эти последние издания я пытался искать по ленинградским библиотекам в последние годы, но не нашел.
  • За последние 30 лет мы с Рейми много раз видели, как он извергается, а вот моя мама в свои 90 лет наблюдала эту картину впервые.
  • Практически он был здоров, к врачам не обращался последние несколько лет .
  • Нельзя сказать, что нам задавали много, потому что последние несколько лет в начальной школе в Де Ла Салль у нас фактически не было учителя.
  • Уже в последние несколько сот лет изготовлялись магниты различной формы.
  • Если я еще проживу, не слабея и не глупея несколько лет , то опыт, приобретенный за эти последние месяцы, может мне пригодиться.
  • Перешла дорогу и оказалась на Филиберт-стрит, у лотка букиниста напротив автовокзала, у которого околачивалась последние несколько лет .
  • В последние годы жизни Ободзинский возобновил гастрольную деятельность и дал несколько концертов в разных городах России.
  • В последние несколько лет мать била меня не так часто, как перед школой.
  • Мы в последние несколько лет , и Зиновьев, и я, чрезвычайно популярны в России.
  • А о Вальке последние несколько лет я ничего не знаю.
  • Они говорят о том, что самодержавие выпускает свои последние выстрелы, расходует свои последние резервы.
  • На развитие человечества ушло миллионы лет , но за последние шестьдесят лет атомное оружие создало потенциал самоуничтожения.
  • Ему это удалось блестяще выполнить и оставаться лидером страны восемнадцать лет , причем фактически не работая последние шесть лет .
  • За последние несколько месяцев в Штатах поднялась волна народного гнева против политики Белого дома во Вьетнаме.
  • И так бы продолжалось еще несколько лет , несколько лучших лет ее жизни.
  • Последние тридцать лет своей жизни он увлекался полет ами на маленьком самолет е, оставив любимое занятие лишь в девяносто лет .
  • У Лавана Исаак прожили около 20 лет : семь лет за одну, семь лет за другую и несколько лет еще.
  • В последние несколько месяцев жизни врачи и вовсе ограничили время ежедневных занятий Прокофьева всего одним часом.
  • В последние несколько месяцев перед смертью Орлова металась в поисках пьесы, с которой она могла бы достойно уйти со сцены и из жизни.
  • Он уже несколько лет болел туберкулезом и последние годы не учился.
  • Реальная история Александра Македонского несколько отличается от составленной в последние столет ия.
  • Все изменилось в последние несколько десятков лет .
  • В последние несколько лет в России беседа Павла I с Авелем была опубликована в нескольких десятках книг и статей.
  • За эти последние несколько дней, проведенные здесь, я перевидал массу лиц, старых знакомых по прежней моей службе.
  • Последние несколько лет я использовала технику, описанную в этой книге, чтобы наладить собственную жизнь.
  • Последние научные эксперименты, последние тесты, последние выключения аппаратуры и света в станции перед закрытием переходного люка.
  • Лет пять-шесть лет назад ко мне в офис пришел человек, чтобы вернуть мне деньги, которые он украл из моего кабинета несколько лет назад.
  • Последние несколько лет он жил в Ницце, где и умер на 74-м году, 23 октября 1868.
  • Несколько лет тому назад вы были ребенком, но пройдет еще несколько лет , и вас не будет вовсе.
  • За последние 15 лет Ливермор выучил несколько основных уроков.
  • Надо сказать, что за последние пять лет я провела там несколько расследований.
  • Последние представляли небольшие бойкие сценки без интриги и развязки, предназначенные позабавить на несколько минут праздную публику.
  • Последние несколько лет он много болел, ему было больно дышать, иногда по пятнадцать часов в сутки жил на кислородном аппарате.
  • Снабжение огнеприпасами казалось обеспеченным, и за последние недели было прислано в корпус несколько бронеавтомобилей.
  • У нас это длилось несколько лет , а у меня несколько друзей последовали за мной, и у них это длилось несколько месяцев.
  • Это идут последние непримиренные, последние язычники, последние , которых коснулся тирс Диониса.
  • Последние несколько часов жизни Дунаевского известны чуть ли не по минутам.
  • Около Сан-Матео мы увидели последние поля пшеницы и последние мельницы с горизонтальными гидравлическими колесами.
  • Явление это повторяется с определенной периодичностью (121?, 8, 105?, 8 лет ) и за последние 300 лет происходило 5 раз (1639, 1761, 1769, 1874 и 1882 гг.).
  • Выбор исполнителя заказа FTS2000 занял у представителей GSA несколько лет , и еще несколько лет потребовалось для его реализации.
  • Я прошу простить и помочь не только ради себя, но близких, матери 76 лет , 50 лет в партии, она живет последние дни, с каким сознанием умрет.
  • Последние трое и стали через несколько лет первыми физиками-теоретиками в России.
  • Последние дни Романовых // Последние дни Романовых.
  • В последние несколько лет своей жизни Серова влачила поистине жалкое существование.
  • Последние несколько лет я работаю программистом в местной медицинской рекрутинговой компании.
  • Последние несколько лет я был мужской версией тупой блондинки и уже не верил, что когда-нибудь меня начнут ценить за мою музыку.
  • Мне было 28 лет , и за последние восемь лет я спала только с двумя людьми.
  • Несмотря на свои 75 лет и слабое здоровье, Крейн за последние двадцать лет успел побывать чуть ли не во всех странах мира.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.


Современное человечество уже не может представить себя без Интернета.Но так ли он нам необходим?В чем его вред и польза?Именно этими вопросами задается А.Иванова в своем тексте.

Можно с уверенностью сказать,что всемирная сеть проникла во все уголки человеческой жизни.Пользователем Интернета является почти каждый,от мала до велика.Однако находятся люди старшего поколения с консервативными взглядами,которые с опаской смотрят на “сетевую эпидемию”.Правы ли они в своих сомнениях?В своем тексте-рассуждении семейный психолог приводит цитаты обеспокоенных родителей:”уроки забросил”,”разговаривает сам с собой”,”целыми днями в сети”.На это автор возражает напоминанием о популярной для поколения родителей “телевизионной лихорадке”:будучи подростками,они были точно также погружены в телефоны и в экраны.Единственное отличие состоит в современности технологии.Далее психолог призывает бороться со своей “отсталостью”.Завершает свое рассуждение Александра Григорьевна предостережением насчет интернет-зависимости,которая также имеет место быть.В конце автор дает мудрый совет:”борьбу надо будет вести не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость.”

Я абсолютно солидарна с автором,ведь также убеждена в пользе Интернета.Мы имеем доступ к колоссальному объему данных для самообразования,мы обладаем способностью путешествовать,не вставая с дивана,мы способны работать,не выходя из дома,получать все необходимое прямо в руки и многое другое.Однако стоит всегда стоит остерегаться крайностей.

Примеры своеобразной виртуальной зависимости мы можем увидеть и в русской литературе.Роман И.Гончарова “Обломов” повествует о Илье Ильиче,настоящем эскаписте,который часть жизни провел в неясном сне,полном грез и желаний,которые никогда не имели исполнения в жизни.Поэтому можно провести аналогию между Обломовым и некоторыми подростками,которые точно так же скрылись от всего внешнего в своем маленьком и уютном,но уже виртуальном мирке.

Подведем итог вышесказанному:Интернет обладает массой достоинств.Самое главное для каждого из нас-грамотно распорядиться данными возможностями.

Обновлено: 2018-09-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Бывший ректор Российской экономической школы и экс главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев не был в России с 2013 года. Он после начала так называемого «дела экспертов». «Сноб», подводя итоги 2010-х, попросил живущего в Париже Гуриева назвать главные события десятилетия, оценить действия российских властей и порассуждать о «безальтернативности» Владимира Путина

Фото: Олег Яковлев/RBC/TASS


Ɔ. Теракт в Беслане, гибель «Курска», «мюнхенская речь» Путина — это события нулевых, которые повлияли на ход развития страны. Какие события из десятых можно охарактеризовать так же?

Протесты 2011-2012 годов, присоединение Крыма, война на юго-востоке Украины, убийство Немцова. Еще можно назвать законы «бешеного принтера» и усиливающуюся цензуру в СМИ и интернете. Из-за всего этого началось ухудшение отношений с Западом, отток капиталов, стагнация экономики, массовая утечка мозгов, которую никак не измерить. Проблема не только в том, что российская экономика не растет, но и в том, что власть не предлагает никакого видения будущего, никакого плана развития страны. Грубо говоря, у Навального реалистичная экономическая программа есть, а у Путина — нет.


Ɔ. Но ведь были и положительные моменты? Например, в экономике? Некоторые ваши коллеги говорят, что последние несколько лет в России очень эффективно «зачистили» банковскую систему от «серых» финансовых организаций.

Центральный банк действительно закрыл много ненадежных банков. С другой стороны, он не стал трогать государственные банки, многие из которых используются в коррупционных схемах. Гораздо более существенными являются достижения ЦБ в области денежной политики — переход к гибкому обменному курсу и снижение инфляции.


Ɔ. Какие необходимые шаги в экономике мы не сделали?

Вместо борьбы с коррупцией, сокращения госприсутствия в экономике и судебной реформы Россия пошла по пути изоляции от мировой экономики и разрушения инвестиционного климата.


Ɔ. Можно ли сказать, что результат этого десятилетия можно было предугадать после рокировки Путин — Медведев — Путин 2008-2012 годов?

В 2012 году были поводы для оптимизма. Было очевидно, что для ускорения экономического роста были необходимы реформы. Было также ясно, что без экономического роста рейтинги одобрения власти будут снижаться. Поэтому казалось, что планы реформ, описанные в программной статье Путина «Нам нужна новая экономика » и майском указе 2012 года, будут выполнены. Невозможно было предугадать, что российские власти присоединят Крым, тем самым обеспечив резкий рост рейтингов на несколько лет.


Ɔ. Резюмируя, мы это десятилетие упустили?

С экономической точки зрения это десятилетие было провальным. Россия все больше отстает от развитых стран и не располагает планом того, как преодолеть это отставание.


Ɔ. Как вы относитесь к разговорам о скором «транзите» власти? По какой схеме он возможен и возможен ли вообще?

По Конституции Российской Федерации Владимир Путин должен оставить свой пост в 2024 году. По-другому быть не может. Точка.


Ɔ. Насколько верно утверждение, что в России нет альтернативы Путину? Спрашиваю, потому что вы недавно встречались в Европе с молодыми российскими политиками — некоторые из них участвовали в выборной кампании в Мосгордуму.

В начале нулевых, когда экономика росла, у власти была такая риторика: «Посмотрите, жить стало лучше, это заслуга Владимира Путина». Теперь, когда мы наблюдаем стагнацию экономики, когда отношения с Западом портятся, когда растет уровень недовольства, причем не только в Москве, но и в регионах, нужны другие аргументы. Поэтому пропагандисты и начинают говорить, что альтернативы Путину нет, он незаменим. Но надо понимать, что это обычная пропаганда. В России много талантливых и умных людей. Говорить, что в России не найдется достойных кандидатов для управления страной, — это самая настоящая русофобия.


Ɔ. Это оппозиция? Или те, о ком вы говорите, есть и в окружении президента?

Умные люди, которые понимают реальное положение вещей, — не обязательно оппозиционеры. Но те, кто сейчас занимают важные государственные посты, естественно, воздерживаются от критики власти.


Ɔ. В 2011 году была «Болотная», в 2019-м в Москве продолжают . Их снова можно назвать «массовыми». Вы верите в мирный протест?

Летом 2019 года мы вновь убедились в том, что российская оппозиция привержена европейским ценностям и не собирается прибегать к насилию. Я тоже считаю, что массовый мирный протест — это лучшее средство защиты своих прав. Я считаю избиения мирных протестующих сотрудниками МВД и Росгвардии неприемлемыми.


Ɔ. Вы живете в Париже, где уже несколько месяцев идут протесты «желтых жилетов». Как вам кажется, в Москве были «массовые беспорядки»?

То, что происходило в Париже, нельзя приписывать только «желтым жилетам». Их протест начинался мирно, потом к нему присоединились радикалы, которые как раз и занимались поджогами и вандализмом. Они, в отличие от мирных протестующих, закрывали свои лица платками и масками. Конечно, никаких «массовых беспорядков» в российской столице не было. Люди выходили мирно и без оружия, а их встречала вооруженная Росгвардия. Употребление термина «массовые беспорядки» — это прием современной пропаганды, которая жонглирует определениями и подменяет понятия.