Мода        28.02.2023   

Сквозь огонь войны. Dragon Age Квесты от спутников Пес: самый верный спутник

Хорошие отношения со спутниками — это бонусы к характеристикам и дополнительные квесты, помощь в моменты кризиса, да и вообще дело хорошее. И если на легкой или средней сложности этим легко пренебречь, то вот на максимальном уже врятли получится (там каждая копеечка на счету).

По состоянию отношения можно разбить:

Значение Название Что происходит
— 100 Кризис Могут надавать по шапке или просто слинять из отряда
от -99 до -26 Неприязнь
от -25 до 25 Нейтрально
от 26 до 75 Тепло Появляются дополнительные диалоги о прошлом соратников, могут открыться специализации, а так же смогут появиться квесты
от 76 до 100 Дружба Могут что-то ценное или не очень подарить

Чтобы начать романтические отношения придется завершить персональный квест сопартийки (мы ж не будем играть за девку, верно?). Стоит помнить, что все соратники (кроме Алистера) покинут отряд, если их показатель отношения снизится до -100. Есть и определенные моменты кризиса – в этих ситуациях персонаж может взбунтоваться и напасть, или покинуть отряд.

В каждой крупной локации есть место начала разговора между спутниками. Эти точки расположены в следующих местах: у входа в Лотеринг (после спуска с Тракта и на мосту), на первом мосту в Редклиффе, на севере Торгового Квартала Денерима, Орзаммарский мост к арене, первый этаж Башни Магов, у входа в лагерь долийцев. Точка работает только раз, чтобы инициировать новый диалог, вам необходимо перезайти в локацию.

Ваш Страж так же может поговорить со своими спутниками, причем в лагере бывает доступно больше разговоров. Иногда соратник может сам подойти к вам в лагере и начать разговор. В его ходе вы можете открыть секретный квест (например, орзаммарский Наг для Лелианы), а так же повысить или понизить Влияние.

Для всех соратников существуют подарки, способные повысить влияние. Чаще всего подарки предпочитаются одним соратником, и мало влияют на других. Некоторые подарки являются особыми, и после вручения запустится специальный диалог. За первый врученный подарок соратник поднимет одобрение на 10 баллов, за второй 9, и за каждый последующий – на 1 очко меньше, чем предыдущий (но не меньше 1). Особые подарки способны поднять Одобрение больше чем на 10. Обычно это происходит, когда соратник попросит об определенной вещи.

Неспециализированные подарки имеют первичную ценность +5, а за дарение вещи соратнику с негативным отношением баллы влияния за него снижаются вдвое (но остаются не ниже 1). Проще всего поднимать Влияние с помощью диалогов или в ходе прохождения игры (на некоторые ваши выборы спутники могут увеличивать или снижать Одобрение), а спутник, к которому ваш Страж имеет романтический интерес, может очень быстро поднять его до 100. Подарки в таких случаях стоит придерживать, чтобы с их помощью доводить необходимые баллы влияния до отметок, инициирующих новый диалог или квест, или заглаживать неодобрение вашим выбором в той или иной ситуации.

Алистер

Алистер присоединится к вам по сюжету в Остагаре и будет единственным спутником, который не уйдет из группы даже при отношении в -100, даже выгнать его не получится вплоть до его момента кризиса. При высоком Одобрении Алистер научит вашего Стража, как быть Храмовником.

Персональный квест – Семья Алистера

При первом посещении Редклиффа Алистер расскажет свою биографию, а при высоком Одобрении при следующем разговоре упомянет о сестре по имени Голданна и попросит навестить ее в Денериме. Дом Голданны расположен в Торговом Квартале рядом с кузней Вейда и изначально не помечен на карте – чтобы проявился вход, подойдите к нему с Алистером поближе. Внутри ждет небольшой разговор с Голданной, причем от ваших ответов ничего не зависит. На выходе Алистер попытается обсудить произошедшее.

Момент кризиса

Алистер покинет отряд в случае, если вы оставите в живых Логейна на Собрании Земель. Если вы ужесточили его, Алистер может остаться королем, в противном случае его потребует казнить Анора. Соглашаться с ней или нет – уже не имеет значения, так или иначе, Алистер больше не появится.

Морриган

Морька вступит в отряд по настоянию Флемет после спасения Стражей из Башни Ишала. Ее можно прогнать, но если она останется, то это раскроет дополнительные варианты концовки игры. Так же она может научить специализации Мага-Оборотня. Этой мадам нравится, когда мы поступаем жестко, и она не любит помогать всем подряд. Смягчить Морриган можно после вручения Золотого Зеркальца, попросив взамен быть добрее к людям. После этого она будет меньше снижать Одобрение.

Персональный квест – Гримуар Флемет

После посещения Башни Магов Морриган расскажет, что в прошлом какой-то храмовник украл у ее матери важный Черный Гриммуар и попросит его найти. Книга находится в сундуке в кабинете Ирвинга. При следующем заходе в лагерь Морриган попросит убить Флемет, найти ее настоящий гриммуар, и расскажет, что узнала из этой книги. Теперь вы можете вернуться в Хижину Флемет. Ее хозяйка может просто отдать книгу и попросить сказать Морриган, что вы ее убили. При вашем не согласии, пойдет бой с Флемет-драконицей. В качестве бонуса за последний вы получите новую мантию для Морриган. Вернув ведьме гриммуар, вы завершите квест.

Морриган как романтический интерес

Нужно поговорить с Морриган о Флемет, и когда Влияние достигнет 30, можно пригласить ее в палатку, хотя ведьма может сделать то же самое сама. После вручения Гриммуара Флемет она признается в своих чувствах и откажется делить с вами ложе. Ее подарок в знак чувств – волшебное кольцо. Счастливой концовки с Морриган в игре нет.

Момент кризиса

Первый момент случится перед финальной битвой. Морриган сделает заманчивое предложение, и если вы откажетесь, сразу вас покинет. Если вы согласитесь на ритуал, то Морриган уйдет сразу после победы над Архидемоном.

Лилиана

Лелиана попросится в группу в лотерингской таверне посте стычки с солдатами Логейна. Она может раскрыть вам специализацию Барда. Прелестного Нага поможет поймать Праздный Гном.

Персональный квест — Прошлое Лелианы

Для начала нужно поговорить с Лелианой об орлейских бардах, а при следующем посещении Лагеря – о Марджолайн, ее наставнице. После этого при переходе по карте мира произойдет случайная встреча-стычка с отрядом разбойников, предводитель которых поле боя расскажет, что его наняли, чтобы убить Лелиану. Бард выскажет предположение, что за нападением стоит Марджолайн и попросит найти ее в Денериме (это будет дом в Торговом Квартале). Разговор с Марджолайн может закончиться мирно или боем, а потом Лелиана скажет, что ей нужно подумать.

В лагере она поделится своими сомнениями о сходстве с Марджолайн. Если вы хотите ужесточить ее, утверждайте, что удовольствие от победы над противниками есть часть ее самой, и отрицать этого не стоит. Ужесточение может повлиять на концовку для Лелианы.

Лелиана как романтический интерес

Лелиана дает только две возможности начать отношения. Достигшему Влияния в 25 баллов нужно спросить, «что такая девушка делала в Лотерингской церкви» и сделать комплимент ее внешности. При правильно развивающемся романе Лелиана подарит вам кольцо.

Если пропустили первую возможность (или разорвали отношения ради флирта с другим спутником), то снова начать встречаться можно будет после завершения персонального квеста Лелианы – в разговоре-обсуждении произошедшего сообщите ей, что люди со временем меняются. Когда она заметит, что ваш Страж напоминает ей бывшую наставницу, можно удостовериться, что ее отношения снова находятся на шкале Романа. Лелиана пригласит провести ночь вместе, когда отношения с ней достигнут метки любовь — самим пригласить ее в палатку не удастся.

Момент кризиса

Произойдет в Перчатке (квест Урна Священного Праха) — если вы оскверните Прах и Лелиана находится в группе, то она нападет на вас. Если она оставалась в лагере, она попытается уйти, когда вы вернетесь (при наличии прокачанного Убеждения можно уговорить ее не уходить). Ужесточенная Лелиана не покинет группу даже при осквернении Урны.

Зевран

Группа наемников во главе с Зевраном нападет при переходе по карте мира после выполнения одного из сюжетных квестов. Расправившись с нападающими, вы можете прикончить Зеврана или взять его в группу. Он может научить вас специализации Убийца.

Момент кризиса

Персонального квеста у Зеврана нет. Момент кризиса происходит ближе к концу игры при переходе между Денеримскими мини-локациями (иметь Зеврана в группе необязательно), когда вы наткнетесь на бывшего соратника Зеврана по имени Талисен, который предложит ему вернуться к Воронам, завершив свое последнее задание. Если отношение Зеврана к вам низкое или отрицательное, он присоединится к наемникам и нападет на вас. Если оно более-менее позитивное, то Зевран отступит в сторону, предоставив вам разобраться с Талисеном самостоятельно. Если Влияние на бывшего наемного убийцу достаточно высоко (и тем более в случае романа) Зевран будет биться вместе с вами.

Если отношения с Зевраном дружеские, после боя он попытается уйти из группы. Можно уговорить его остаться ради сокровищ, которые вы находите во время путешествий, или, если его отношение более высокое – просто как друга. Если у вас с Зевраном роман, то пытаться уйти он не будет. Однако если вы разорвете роман на метке любовь, Зевран покинет группу.

Мабари

Если вы играете за Знатного человека, то мабари вы получите еще в прологе. Во всех остальных случаях пес присоединится к вам (если вы его не прогоните) после выполнения квеста Псаря в Остагаре, при переходе от Хижины Флемет в Лотеринг.

Одобрение мабари изначально будет 100, поэтому дарить ему съедобные подарки можно просто так. Так же пес может притаскивать вам подарки для других спутников, книги со страничками из Кодекса, магический посох или часть сета доспехов. Практически в каждой локации имеется ориентир, который мабари может пометить, что обеспечит ему увеличение характеристик на этой территории. Собственно с мабари диалогов нет, но остальные ваши спутники то и дело общаются с псом.

Стен

Стена можно вызволить из клетки в Лотеринге, где он сидит без еды и воды, отбывая наказание за убийство крестьянской семьи, и позвать искупать свои грехи в битве с Порождениями Тьмы. Можно взломать замок или получить ключ от Преподобной матери.

Персональный квест – Меч Бересаада

Расспросив Стена о причинах кровавой бойни, он расскажет, что был безумно огорчен потерей своего меча, без которого не может вернуться на родину. Чтобы найти меч, поговорите сначала с мародером у озера Каленхад, потом с торговцем Фарином у входа в Орзаммар, и под конец – с гномом Двином в Редклиффе. Меч можно вытребовать, выкупить, или, в случае если гном погиб – взять из сундука в его доме.

Момент кризиса

Если Стен сопровождает вас в деревне Убежище (квест Урна священного Праха), то выскажет недовольство тратой времени на всякую ерунду. Если вам не удастся убедить Стена в том, что визит сюда необходим, он вызовет вас на поединок. Если вы проиграете, он покинет отряд, а если победите – останется. Если Одобрение Стена высоко, то он решит не уходить, и даже если вы согласитесь на поединок, он не поднимет меч.

Винн

Винн может вступить в отряд в Башне Магов, куда вы отправитесь по сюжетному квесту Разорванный Круг. Для этого нужно встать на сторону магов или предложить разобраться на месте. Если вы хотите иметь в союзниках храмовников и не желаете терять Винн, то вы можете позволить Демону Гордыни уничтожить Ирвинга и остальных магов или спасти его, а потом предложить Грегору изолировать остатки Круга.

Персональный квест – Сожаление Винн

При переходе по карте мира вы столкнетесь с засадой Порождений Тьмы, и после боя Винн упадет в обморок. Придя в себя, она признается, что на мгновение решила, что всё уже кончено. Если спросить, что она хотела этим сказать, Винн пообещает рассказать эту историю на следующей остановке. При следующем заходе в лагерь Винн расскажет о том, что недавно произошло с ней, после чего у вас появится возможность спросить, не боится ли Винн смерти, и сожалеет ли она о чем-нибудь в своей жизни. В результате Винн расскажет вам еще одну историю – про своего ученика Анейрина. Об Анейрине может рассказать Сарен в лагере долийцев, а самого эльфа вы найдете в Восточном Бресилиане. После разговора с ним квест завершится, а Винн получит новую способность.

Момент кризиса

Винн атакует вас если вы при первой встрече с ней или Каллену чуть позже заявите о том, что пришли уничтожать магов. Так же она нападет, если заподозрит, что ваш Страж или Морриган – маги крови и вам не удастся ее переубедить. Это обычно случается в Башне Магов, а потом вы можете не только пользоваться умениями Магии Крови в ее присутствии, но и саму Винн обучить этой специализации. Так же Винн взбунтуется, если присутствовала при Осквернении Праха, если же она оставалась в лагере, то при вашем следующем возвращении туда объявит о своем уходе.

Огрен

Огрен попросится в отряд при входе на Глубинные тропы, куда вы отправитесь по сюжетному квесту Совершенная. Огрен может раскрыть вам специализацию Берсерка.

Персональный квест – Старая Любовь Огрена

Имея высокое Одобрение Огрена вы можете услышать о его бывшей возлюбленной Фельзи и о желании гнома помириться с ней. Чтобы получить больше баллов одобрения, отправляйтесь в таверну «Избалованная принцесса» у озера Каленхад без Огрена и поговорите с ней. Потом расскажите об этом Огрену, убедив, что предварительная разведка была необходима, и возьмите его с собой для повторного разговора. По его ходу вы можете помогать Огрену, и в этом случае парочка снова сойдется, а гном сильно прибавит вам в Одобрении. В противном случае Фельзи прогонит Огрена, а он в свою очередь сильно обидится на вас. Разговор с Фельзи завершит квест, и его окончание повлияет на эпилог для Огрена. Момента кризиса у него нет.

Логейн

Логейна можно присоединить к отряду после Собрания Земель, если вы его пощадите. Алистер при этом вас покинет, поэтому Логейн так же специализируется на мече со щитом. Для него не существует особых подарков, персональных квестов и моментов кризиса. Его Одобрение невозможно довести до отметки Дружба — максимум оно останется Уважением.

Семья Алистера
Когда расположение Алистера к вам будет больше 40, он расскажет вам о своей сестре по отцу Голданне. Год за годом желание обрести семью и родных становилось у него все сильнее и сильнее. Алистер узнал, что сестра живет в Денериме в торговом квартале (дом с желтой дверью левее дома кузнеца Вэйда). Он захочет заглянуть к ней и все рассказать. Не отказываем лучшему другу в этом удовольствии. Идем в дом и говорим с Голданной. Лучше в разговоре выбирать менее резкие реплики и давать говорить самому Алистеру. Бедняга получит от родной крови далеко не теплый прием. После того как выйдете из дома Голданны, обязательно скажите Алистеру, что каждый в основном счастлив сам по себе и старается для себя. Это ужесточит его характер и в будущем расположит к Алистеру Анору (королеву Феррелдена). Алистер будет благодарен вам за помощь. Квест на этом будет завершен.

Прошлое Лелианы
Как известно Лелиана не всегда была тихоней и доброй девушкой. Некогда она была бардом и занималась заказными убийствами. Путешествуя по карте, на вас нападет отряд из наемных убийц, которым, как выяснится, будет нужна голова Лелианы. Отправляем бандитов на тот свет и идем дальше. Позже в лагере, если расположение Лелианы к вам станет выше 40, она расскажет вам о своей "боевой" подруге и наставнице Маржолайн. Наша рыжая подружка догадается, что именно она подослала к ней убийц и захочет встретиться с ней в Денериме. Соглашаемся помочь ей в этом. Придя в город, идем в убежище банды Маржолайн (в торговом квартале недалеко от главных ворот, место будет отмечено на мини карте). После краткого разговора убиваем Маржолайн и ее подельников. Лелиана будет очень благодарна вам за спасение, но некоторое время будет пребывать в легком шоке от предательства и смерти "лучшей подруги". Квест на этом окончен.
Примечание 1: его выполнение повлияет на ваши романтические отношения с Лелианой. Если даже до этого она уже была по уши влюблена в вас, то теперь допустит к телу. Но это будет только в том случае, если вы не имеете романтических отношений с Морриган .
Примечание 2: Маржолайн можно и не убивать (для этого во время разговора пытайтесь убедить Лелиану, что она не такая, как ее "подружка"). В этом случае Маржолайн постучит ногами по полу, что мол еще вернется, и уйдет. Никаких дальнейших встреч с ней уже не будет.

Гримуар Флемет
Когда будете освобождать башню круга от одержимых, Морриган попросит вас найти в кабинете первого чародея древний черный гримуар, некогда принадлежавший ее матери Флемет. Соглашаемся помочь. Найдя гримуар, отдаем его Морриган (получим огромный плюс к благосклонности). Придя в лагерь в следующий раз, Морриган расскажет вам о том, что раскрыла секрет долголетия Флемет. Многие годы она рожала дочь, обучала ее колдовскому мастерству, а затем переселялась в нее. Та же участь в скором времени должна постигнуть и Морриган. Соглашаемся защитить девушку. Для этого нам предстоит вернуться в Дикие земли Коркари и убить Флемет. Сделать это будет очень и очень нелегко, особенно если вы играете за воина. Морриган с вами не пойдет, а значит, возможности заморозить и кастануть проклятье у вас не будет. Придется биться по честному. А биться придется с... драконом-демоном. После победы заберите с трупа твари ключ от дома. Там найдете более серьезную мантию для Морриган, гримуар Флемет (второй и самый важный) и еще парочку вкусностей. Отдайте гримуар Морриган. Она будет счастлива, но проявит сдержанные эмоции (как и всегда почти).
Примечание 1: именно из этого гримуара Морриган узнает о способе оставить вас в живых после победы над архидемоном. Поэтому, если хотите концовку с почестями героя - выполните этот квест обязательно.
Примечание 2: Флемет можно и не убивать. Просто скажите ей все, что вы знаете, она предложит вам забрать гримуар, после чего уйдет. Морриган, кстати, ничего не заподозрит. Но на мой взгляд, лучше все же срубить опыта за лишнего дракона.

Сожаление Винн
Магичка Винн, когда ее расположение к вам будет выше 50, расскажет грустную историю о своем ученике Анейрине. Он был долийским эльфом и дела в круге у него шли не очень хорошо. В итоге после ссоры с Винн он решился на побег. Храмовники поймали и убили его. С тех пор Винн преследует чувство вины перед своим учеником. Но может не все так печально закончилось? Идите в лес Бресилиан в лагерь долийцев и поговорите со сказителем Сарелом (Винн обязательно должна быть у вас в партии). Тот расскажет о целителе Анейрине, который живет в глубине леса. Идем во вторую локацию к жилищу безумного волшебника. Винн с Анейрином поговорят, и тут все кончится хорошо. Мы получим неплохой амулет в награду и пойдем странствовать дальше.

Меч Бересаада
Когда расположение Стэна к вам будет больше 25, он расскажет вам почему убил семью крестьян, спасшую его от гибели. Очнувшись, он не увидел при себе своего меча (а для кунари это равносильно смерти), подумал, что крестьяне обокрали его и решил их прикончить. Ничего не обещая Стену, отправляемся на поиски меча. Для начала идем к переправе у Башни круга. Там встретим мародера. Спрашиваем его про кунарийский меч. Тот даст наводку на одного типа. Найти его можно на плато у врат в Орзаммар в морозных горах (это будет торговец Фарин). Пугаем его, что сдадим ворюгу с потрохами владельцу меча и получаем имя персонажа, которому этот меч был продан. Им окажется гном Двин из Рдклифа (вы его наверняка уже будете знать к тому времени). Говорим ему, что купим меч в обмен на его жизнь. Гном испугается и отдаст меч задаром (нужен навык убеждения 3, в противном случае за меч придется платить). Возвращаем меч Стену. Квест завершен.

Давняя зазноба Огрена.
Если вы приговорили Бранку на глубинных тропах, то очень скоро Огрен вам расскажет о своей давней знакомой Фельзи (нужно расположение больше 60). Гном скажет, что в последний раз они крепко разругались и вот сейчас он хочет все вернуть. Просит нас пойти с ним вместе к Фельзи и обо всем поговорить с ней. Идем в кабак "Избалованная принцесса" (у переправы к башне круга). Можно сначала самим поболтать с Фельзи, а потом отправить к ней Огрена, а можно сразу доверить все гному. Успех выполнения квеста зависит от того, что Огрен ей скажет. Если будет следовать вашим советам, то все пройдет удачно. И хоть Фельзи вдоволь посмеется над нашим рыжебородым приятелем, после победы над мором они будут вместе и даже обзаведутся ребенком.

Воспоминания голема
Примечание: квест доступен только с официальным DLC "Каменная пленница".
Шейла, когда ее благосклонность к вам будет больше 50, попросит вас узнать что-нибудь о ее прошлом. Тут важно следующее: к тому моменту вы уже должны будете пройти квест "Совершенная" на стороне Каридина и тем самым узнать, что все големы когда-то были гномами. Если вы пройдете тот же квест на стороне Бранки, Шейла покинет отряд. Итак, вам поручено узнать о прошлом Шейлы. Берем ее в партию и отправляемся на глубинные тропы к перекрестку Каридина. Шейла вспомнит это место и расскажет о проходе к заброшенному тейгу дома Кадаш (маркер появится у вас на карте). Идем туда. Зачищаем местность от порождений тьмы, пробиваясь к центру тейга. Там будет стоять памятник, посвященный жителям тейга, пожертвовавшими собой, став големами, чтобы оборонять гномьи владения от порождений тьмы. Так же там будут перечислены все имена героев. Шейла найдет свое имя и ее память проясниться. Квест завершен.

Dragon Age: Начало

Страж может принять решения, в результате которых спутник может уйти или даже умереть. Если спутник покидает Стража или умирает, его/её снаряжение теряется.

В Dragon Age: Начало девять потенциальных спутников.

Молодой Серый Страж,
один из спутников Героя(ини) Ферелдена,
последний представитель династии Тейринов.


Романтический интерес для Стража-женщины.

Присоединяется: в Остагаре.

Личный квест:

Алистер стремится встретиться с Голданной, женщиной, которую считает своей единоутробной сестрой. С помощью Стража ему в конце концов удается отыскать ее в Денериме. Однако стремление воссоединится с семьей оказывается не взаимным. Голданна обвиняет его в смерти их матери и в том, что пока Алистер "жил как принц", ей приходилось прозябать в бедности.

Характер Алистера не изменился:

Алистера огорчает нежелание сестры принять его, однако это едва ли влияет на его мировоззрение.

Алистер ужесточен:

Алистера огорчает нежелание сестры принять его, а помощью Стража он осознает, что стоит пересмотреть свое мировоззрение. Он становится жестче и прагматичней, также он начинает с куда большим спокойствием относится к возможности в будущем стать королем.

Можно казнить его на Собрании земель.

Если Алистер становится королём, отношения закончатся, если Страж не знатного происхождения и Алистер не ужесточён. Даже если он ужесточён, отношения закончатся, если Страж пощадит Логэйна или выберет неправильные реплики в диалоге после Собрания земель. Выберите реплику «Никто не может заставить короля делать то, что он не хочет делать», чтобы убедить Алистера продолжить отношения. Однако, даже если Алистер расстался со Стражем, он сохраняет к ней нежные чувства, хотя и старается избегать говорить об этом в диалогах со Стражем и другими сопартийцами.

Если Страж не согласился на предложение Морриган и взял Алистера на битву с Архидемоном, то он принесёт в себя в жертву даже в том случае, если расстался со Стражем по собственной инициативе.

Если зайти в Амарантайн, когда Сигрун находится в группе, произойдет встреча гномки с её старой подругой Мищей. Окажется, что она когда-то покровительствовала Сигрун, несмотря на то, что та - неприкасаемая, до тех пор, пока Сигрун не подставила её, в результате чего Мища потеряла свое положение в Орзаммаре и была вынуждены уйти на поверхность. После этой встречи Сигрун будет расстроена и захочет извиниться перед старой подругой и даже отдать ей кольцо, которое получила от своего единственного друга в Легионе - Варлана Воллнея. Это активирует квест "Воровское прошлое Сигрун". В нём Командор может помочь Сигрун разобраться в своих чувствах.

Если в финале взять ее в Логово Матери, при встрече с Архитектором Сигрун скептически отнесется к идее изменения порождений тьмы. Она будет возмущена возможностью пойти на сделку с Архитектором. Если Командор решит принять предложение, Сигрун может обвинить его/ее в том, что он(а) не Серый Страж, раз готов(а) пойти на такое. Командор может убедить её в правильности своего решения или вступить с ней в бой и убить.

Големы Амгаррака

Спуститесь под землю для спасения пропавшей экспедиции гномов, которая отправилась искать древние секреты создания ужасных существ... Только вы можете узнать ужасную судьбу, которая их постигла.
Верните своего Стража в строй и исследуйте новые локации, повстречайте новых персонажей и сразитесь с невиданными ранее существами.

Броган Дейс

Брат Джеррика Дейса и опытный воин. Джеррик и Броган были братьями, членами благородного дома Дейс из Орзаммара и кузенами главы дома, Анвера Дейса. Хотя оба были отменными воинами, старший, Джеррик, получил большее признание, чем Броган. Но Броган, казалось, был доволен находиться в тени Джеррика, празднуя победы брата так, словно они были их общими.


Броган – свирепый воин и каждый раз, когда Дом Дейс устраивал набеги на Глубинных тропах, Броган был в передних рядах. Считаясь другими воинами немного наивным и даже простым, большинство соратников считают его твёрдым и надёжным как камень. Верность Брогана никогда не была под вопросом. С братом Джерриком его связывают крепкие узы. Такая братская связь считается редкой среди знати Орзаммара.

Страж и Джеррик находят Брогана пойманным в Тень в тейге Амгаррак. Он стал психически неуравновешенным из-за сильного воздействия чистого лириума, но достаточно устойчивым, чтобы сохранить способность владеть своим оружием. После того, как группа находит труп Дариона, он успешно убеждает Джеррика уничтожить наковальню в Амгарраке, чтобы убедиться, что эксперименты, которые проводились здесь, никогда не повторятся.

Джеррик Дейс

Племянник лорда Анвера Дейса, главы Дома Дейс, и спутник Стража.
У Джеррика растущая репутация гнома, справляющего с любой сложной задачей. Опытный ветеран многих экспедиций на Глубинные тропы, он выжил в Битве за крепость Умгол, последней битве Перина Эдукана, и участвовал в последнем походе, в котором порождений тьмы оттеснили из шахт Орзаммара за Перекрёсток Каридина.


Джеррик Дейс любит использовать длинный меч и кинжал в сражениях. Пиотин называет Джеррика верным союзником и неумолимым врагом, добавляя, что «вы должны быть мудрее, чтобы быть уверенными, что он на твоей стороне». Дейс всегда берёт с собой Малыша, верного бронто, которого он выходил во время своего первого похода. Малыш свирепо верен, удивительно умён и редко покидает своего хозяина.

Правила гласят, что, когда Анвер Дейс умрёт, Дом Дейс может поддержать большинством кандидатуру Джеррика, а не сына Анвера Мандара. Конечно, два кузена – жестокие соперники, дравшиеся друг с другом много раз на арене, и Джеррик всегда выходил победителем. Это соперничество может быть связано с несколькими покушениями на убийство Джеррика, в которых он оставался живым.

Когда учёный Дарион Ольмех пришёл к Дейсам с доказательствами того, что он обнаружил местонахождение тейга Амгаррак, одного из центров, где изучалось создание големов, дом Дейс финансировал и поддержал его экспедицию, посчитав, что это принесёт им богатство и более Высокое положение В обществе. Броган, брат Джеррика, отправился в экспедицию, которая затем пропала без вести. Хоть лорд Анвер Дейс заявил, что экспедиция потеряна и все её участники мертвы, Джеррик не смирился со смертью брата и собрал собственную команду, чтобы отыскать пропавшую экспедицию. В конечном итоге Джеррик обратился за помощью к Серым Стражам.

Верный ручной бронто Джеррика Дейса.
Когда Джеррик вместе со Стражем-Командором отправляется в тейг Амгаррак на поиски пропавшей экспедиции, среди членов которой был брат Джеррика, Броган, Малыш следует за своим хозяином.


Малыш - уникальное существо. Призвать его может лишь Джеррик. Другие персонажи-следопыты не могут его призывать даже при развитом навыке; способность "призыв бронто" не существует.

Из-за того, что Малыш классифицируется как вызванное существо, Джеррик не может вызывать других питомцев следопыта, пока не отзовет его. Но и потом Джеррик снова меняет любое вызванное существо на Малыша. Талант Мастер-Следопыт увеличивает характеристики Малыша.

Ариана и Страж встречаются в пустующей хижине Флемет в Дебрях Коркари. Она рассказывает, что очутилась здесь по поручению своего Хранителя, велевшего отыскать Аша"Беланар. Ариана надеялась, что та поможет отыскать ее дочь, Морриган, которая украла хранимый кланом древний фолиант об элувианах времен Арлатана. Ариана предлагает отправится в Круг Магов на озере Каленхад и поискать зацепки в обширной библиотеке, поскольку книгу принес в клан эльф-маг, сбежавший из Круга.
По прибытии на кладбище Драконьих костей Ариана попросит Стража спросить Морриган о книге и удержит Финна, ждущего изучить действующий элувиан. Во время разговора Морриган скажет, что книга осталась у костра и Ариана может ее забрать, что та и делает, прежде чем покинуть кладбище.

Флориан Финеас Горацио Альдебрант, эсквайр или просто Финн - молодой маг из Круга Ферелдена в Цитадели Кинлох, спутник Серого Cтража.
Финн считает себя лучшим лингвистом Круга и специалистом по истории Древнего Тевинтера, хотя другие маги считают его книжным червем и затворником, тратящим все свое время, просиживая в библиотеке. Финн умён и стремится к знаниям, будь то история эльфов, гномов или древняя магия. Он никогда не был склонен к авантюрам, но жажда знаний способна подтолкнуть Финна покинуть безопасную библиотеку и пуститься в приключения. Сражения, однако, пугают его, а из-за вида собственной крови Финн может упасть в обморок. Он редко проявляет внимание к проблемам других и также редко щадит их чувства, прямо говоря то, что думает. В отличие от большинства магов, не поддерживающих контакта с их семьями, Финн очень близок со своими родителями.


Страж-Командор впервые встречает Финна в библиотеке Башни Круга во время поисков подсказок о содержимом книги, что Морриган украла у клана Арианы. После того, как Страж обнаруживает упоминание термина «элувиан», как-то связанного с целью Морриган, подошедший Финн объясняет, что это волшебное зеркало древних эльфов. Он рассказывает, маги Тевинтера пытались пробудить силу элувианов после падения Арлатана, но смогли лишь использовать их для общения на расстоянии. Финн полагает, что отыскать целый элувиан можно с помощью осколков разбитого, найденного кланом Сабрэ в лесу Бресилиан. Финна крайне интересует тема элувианов, поэтому он присоединится к поискам, даже если для этого придется покинуть Башню, но для начала он предложит попросить совета у того, кто знает о Древнем Тевинтере не по наслышке.

Финн приводит Стража и Ариану в подвал Башни, где хранится "живая" статуя, вместилище духа тевинтерской пророчицы Эленай Зиновиа. Статуя подтвердит, что для поисков понадобятся осколки разбитого элувиана, а также также огни Арлатана. Также она с сожалением заметит, что это ее последний разговор с Финном, так как в Башню он больше не вернется. Это пророчество пугает Финна, но все же он покидает Круг. Скетч – учёный, нервный маг, который становится пугающе способным, когда прижат к стенке. Хоть Скетч и не любит путешествовать, но предпочитает бардовскую Игру жизни в клетке под присмотром храмовников. Скетч знает, когда надо замолчать и часто этим пользуется.


Во время событий Песни Лелианы, Скетч составляет компанию Лелиане и Тагу во время Игры в Денериме. Он очень подозрительно относится ко всему происходящему из-за своего страха. Скетч участвует в проникновении в особняк Ралея, а затем вместе с Лелианой и Тагом попадает в подземелья. Когда Лелиана, Скетч и Сайлас Кортвейт находят тело Тага, Скетч очень переживает, ведь Таг пожертвовал собой, отвлекая стражников. Иначе бы они отрубили магу руки. Так же Скетч участвует в убийстве капитана Ралея.

Гном-наземник, спутник Лелианы. Он нахален, хитёр и прост – великолепный передовой головорез, не задающий лишних вопросов и знающий, что составлять план за него будет кто-нибудь ещё. Предан своим друзьям, даже если переживает не лучшие времена. Странно видеть его в рядах бардов, хотя он утверждает, что нет лучшего места.


Таг помогает Лелиане и Скетчу выполнять задание Маржолайн в Денериме. Попытка вернуть ценные орлесианские бумаги закончилась предательством Маржолайн, и он попадает в темницу, где его пытают и убивают подручные командора Харвина Ралея. Как рассказал Лелиане Скетч, Тага начали пытать из-за его постоянной болтовни, которую он начал, чтобы защитить Скетча от отрубания рук (по мнению охранников, единственного способа сделать мага «безопасным»).

Сайлас Кортвейт

Человек-воин, спутник Лелианы. Во время войны между Ферелденом и Орлеем Сайлас был солдатом. После войны он стал браконьером. За этим занятием его поймал капитан Ралей и посадил в темницу. Он пробыл там уже несколько месяцев, когда его нашла Лелиана.


Лелиана находит его в подземелье Ралея, когда бежит из темницы, в которой оказалась из-за предательства Маржолайн. После того, как Лелиана, Скетч и Сайлас с боем выбрались из подземелий, Сайлас становится членом церкви.

Если в квесте Память Тага Лелиана подарит Сайласу Секиру Тага, он может использовать её как оружие.

Сайлас присоединяется к Лелиане и Скетчу в погоне за Маржолайн и Харвином Ралеем. Когда они настигнут беглецов, Лелиана может (по выбору игрока) поручить Сайласу нанести Ралею последний удар.

Личные задания спутников в Dragon Age: Awakening появляются после достижения определенного уровня расположения или выполнения определенных условий. Чем выше уровень расположения, тем выше шансы узнать из доверительной беседы о прошлом спутников, их личные истории, переживания, совершенные ошибки и прочие тайны. Личные задания - это одно или два дополнительных поручения, после выполнения которых отношения переходят на новый уровень доверия. Добиться высоко расположения помогают и принимаемые решения по ходу игры. Расположение меняется исходя из характеров и убеждений спутников: что одному по нраву, другого может раздражать. Романтических отношений в дополнении нет, слишком мало времени.

Список личных заданий спутников и условия появления в Dragon Age: Awakening:

  • Андерс (задание «Свободу Андерсу!») - после разговора с Намайей недалеко от северного выхода из Амарантайна. Она расскажет об амулете с кровью мага, по которому его можно найти и выследить. Амулет хранится на заброшенном складе перед лавкой оружейника Глассрика, сбоку от главных ворот города. На складе будут поджидать храмовники, готовые арестовать Андерса и отправить в Круг Магов. Амулет найти не удастся.
  • Натаниель Хоу (задание «Семейство Хоу») - после встречи с садовником Сэмюелем во дворике с домами сельчан к востоку от входа в Башню Бдения. Садовник расскажет, что сестра Натаниеля Делайла жива и вышла замуж за амарантайнского купца. Все остальные родственники погибли во время гражданской войны. Встретить сестру можно возле мастера Хенли в торговых рядах Амарантайна.
  • Огрен (задание «Огрен - отец семейства») - Фельзи, мать ребенка Огрена, явится в Башню Бдения, разгневанная на то, что муж пренебрегает своим семейным долгом. Душевный разговор с другом, при высоком уровне расположения, поможет уладить проблему.
  • Веланна (задание «Изгнание Веланны») - во время перехода к Черным Болотам произойдет случайная встреча с бывшими соплеменниками задиристой эльфийки во главе с Марреном. Как выясниться, ее изгнали из клана, но о причинах станет известно позже, после душевного разговора в Башне Бдения.
  • Справедливость (задание «Кристофф и Справедливость») - Ора, жена Кристоффа, в поисках своего мужа прийдет в Башню Бдения после возвращения отряда с Черных Болот. Конечно, она испытает страшное потрясение, когда Справедливость объяснит, что Кристофф мертв, а в его теле теперь обитает дух из Тени. Переживания женщины закончатся в церкви Амарантайна после повторного разговора со Справедливостью.
  • Сигрун (задание «Воровское прошлое Сигрун») - в Амарантайне, если пойти по правой дороге от констебля Айдана в сторону таверны и церкви (не доходя до лесенок и телеги), можно встретить Мищу, давнюю подругу Сигрун, которую по ее вине выгнали из Орзаммара. Встреча пройдет на повышенных тонах. После откровенного разговора с Сигрун в Башне Бдения надо вернуться в Амарантайн и зайти в таверну «Корона и лев», где можно будет все уладить миром.
    Мища не появится на улицах Амарантайна, если были выполнены, или даже взяты, поручения констебля Айдана по уничтожению бандитов в задании « ». Исправить ошибку в логике выдачи заданий можно с помощью файла «Sigrun"s Roguish Past & Law and Order fix ». Скачиваем файл Sigrun_Law_Order.rar из социальной сети Bioware, копируем папку Sigrun_Law_Order , содержащую три файла, в /packages/core/override с установленной игрой. Выполнить личное задание Сигрун можно будет до обороны Башни Бдения или до спасения Амарантайна, то есть до начала финальной стадии игры. Для удаления фикса из игры удалите папку Sigrun_Law_Order.

Ha cвoeм личнoм oпытe yбeдилcя, чтo мoжнo пpиoбpecти внимaниe и вpeмя и пpивлeчь к coтpyдничecтвy дaжe caмыx пoпyляpныx в Aмepикe людeй, ecли тoлькo пpoявить к ним нeпoддeльный интepec.

Дейл Карнеги, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»

Итак, вы решили отправиться в поездку по Ферелдену? «Серые стражи» — старейшая фирма на этом рынке, и мы рады предложить вам свои услуги! У нас есть еще несколько заявок со всей страны, так что по дороге мы заедем за другими экскурсантами. Уверен, вам понравится подобранная нами компания! Люди они, конечно, разные, но ничего — включенные в вашу путевку тренинги помогут стать настоящей командой. Как именно? Сейчас узнаете.

Собираем группу Три способа наладить отношения Алистер: предпоследний Страж Морриган: колдовская красота Пес: самый верный спутник Лелиана: просветленная убийца Стен: кунари не сдаются! Винн: волшебница на тропе войны Зевран: смерть — это забавно Огрен: дитя гор Логэйн: неожиданный союзник

Собираем группу

Чтобы добиться максимальной эффективности вашего отряда, соберите всех компаньонов как можно быстрее. Так вы сможете раньше начать управлять их развитием при продвижении в уровнях. Вашими первыми спутниками будут воин Алистер (специализация — оружие и щит) и колдунья Морриган . По дороге в Лотеринг вас найдет пес , а в самом городке присоединятся разбойница-бард Лелиана и еще один воин — Стен (предпочитает двуручники). После этого советую направиться в Редклиф — первую часть этого задания можно выполнить, не встречаясь с особо сильными врагами. Далее придется прерваться (о причинах этого поговорим позже) и очистить башню Круга магов — это задача посложнее, но к вам присоединится волшебница Винн . Эльфа-убийцу Зеврана вы сможете принять в отряд, освободив от нежити Редклиф или выполнив любую из главных миссий. Наконец, воина-гнома Огрена (также предпочитает двуручное оружие) вы найдете, разумеется, в Орзаммаре. Вообще-то, очистить гномьи подземелья сложнее, чем договориться с эльфами, но тут вы можете схитрить: пополнив свои ряды этим бойцом, отправиться в Бресилиан и только потом вернуться к покинутым гномьим тэйгам.

Разумеется, спутники могут не только присоединиться к отряду, но и пожелать его покинуть, если ваши отношения очень плохи или вы совершили поступок, противоречащий их убеждениям. А вот достижение 25, 50, 75 и 90 очков отношений воодушевляет ваших компаньонов, что приведет к росту какой-то из базовых характеристик на единицу. У Морриган это магия, у Винн — сила воли, у Алистера и Огрена — телосложение, у Стена и Логэйна — сила, у Лелианы — хитрость, а у Зеврана — ловкость.

Три способа наладить отношения

Завоевать уважение ваших товарищей по оружию вы можете при помощи бесед, подарков и выполнения специальных заданий. Разговор почти всегда придется начинать вам: если кто-то преодолел застенчивость и обратился сам, чаще всего дело плохо. Или случилась какая-то беда, или вы делаете что-то, что вашему спутнику совсем не нравится. Во втором случае помогает навык убеждения — его вашему персонажу надо развивать в первую очередь. Если в диалоге есть вариант с такой пометкой, чаще всего его и надо выбирать. Результат будет зависеть от уровня навыка и сложности ситуации.

«Уныло сельское кладбище», говорите? То, что в Убежище, — собрание «пасхальных яиц». Почтили и Гари Гигакса, изоб-
ретателя системы AD&D, следы которой можно увидеть и
в Dragon Age.

На заметку: многие важные беседы вы сможете начать только в лагере — заглядывайте туда почаще.

Нередко в диалогах вам предлагается выразить одну и ту же идею разными словами. Наилучшего результата вы добьетесь, говоря в том же стиле, что и ваш собеседник. С Винн беседуйте серьезно, со Стеном — прямо и без экивоков; попытка шутить с ними, как с Зевраном, приведет к ухудшению отношений. Вы можете и не заметить этого — результат диалога будет, скажем, +2 — но вместо +6 при правильном выборе тона.

Если темы для разговора исчерпаны, порадуйте компаньонов подарками — предметами, с игровой точки зрения почти всегда бесполезными. Эффект рассчитывается следующим образом. Базовая величина — 5; она снижается на единицу за каждый сделанный ранее этому персонажу подарок, но никогда не падает ниже 1. Если сувенир попал в область его интересов, то добавляется еще 5. За специальные сюжетные подарки (их можно вручить только тем, для кого они важны) — прибавка 10. Однако если отношения со спутником упали ниже нуля, то купить его доверие будет не так легко — эффект падает в два раза.

На заметку: учтите, что эффект ото всех подарков падает на -1 за каждый подаренный.

Ну а если первые два способа принесли успех, то однажды друзья обратятся с какой-нибудь небольшой просьбой. Например: «Я тут недавно оставил в компостной куче фамильный рубин, очень дорогой, поможешь найти?» Но это уже другая история.

Алистер: предпоследний страж

Алистер честен, добр и простодушен. Он верный друг и готов следовать за вами — хотя, казалось бы, как более опытный Страж должен был принять командование на себя. Увы, лидерство для него — бремя, хотя по логике должно быть в крови. Он — незаконнорожденный сын предыдущего короля Мэрика, но вместе со своим воспитателем, эрлом Эамоном, сделал все, чтобы это осталось тайной. Алистер ничуть не похож на Макбета, и слова «Король в грядущем!» его только пугают, так что не ждите благодарности, если поможете ему забраться на дурацкое сиденье, именуемое троном.

Разумеется, визит в Редклиф, где прошло его детство, будет тут особенно важен. Очистив замок от нежити, вы встанете перед проблемой — что делать с одержимым Коннором. Правильное (и на самом деле самое легкое) решение — отправляйтесь за помощью к Кругу магов, а затем победите демона в Тени. В этом случае Алистер будет вам благодарен за спасение семьи своего воспитателя (+7). Убийство Коннора или его матери приведет к сильному ухудшению отношений (-10). Обязательно отыщите в кабинете эрла ожерелье матери Алистера .

Подарки Алистеру
Подарок Где искать
Амулет матери Алистера Кабинет Эамона
Щит Дункана Склад стражей, Торговый квартал
Белый рунический камень Башня Круга, 3 этаж
Каменная статуэтка воина Убежище
Каменная статуэтка дракона Замок Редклиф, верхний этаж
Маленькая резная статуэтка Лотеринг
Ониксовая статуэтка демона Восточный Бресилиан
Черный рунический камень Тэйг Эдукан

Побеседовав с братом по ордену перед визитом в Денерим, вы можете узнать, что там, рядом с магазином Уэйда, живет его сестра Голданна . Увы, брату она не обрадуется. Если вы постараетесь утешить расстроенного встречей Алистера, позднее он скажет вам спасибо. Если объясните про суровость жизни, то сделает выводы: станет более жестким и прагматичным. С одной стороны — менее приятным компаньоном. С другой — если вы планируете сделать его королем, то наивность и непосредственность не лучшие черты для правителя. Кроме того, «новый» Алистер согласится жениться на королеве Аноре, если вы решите помиловать ее отца, хотя и покинет отряд. Так что свои плюсы у этого варианта есть.

Благодаря магии Флемет Алистер неожиданно научился летать. Но как щитом-то махать?

Алистер знает, что в Денериме у серых стражей была база. Однако найти секретный вход вы сможете, только освободив из застенков еще одного брата по ордену — Риордана. Обязательно наведайтесь — там пропадает без дела масса снаряжения на продажу, а главное — сохранился щит Дункана , не взятый им под Остагар. Как вы наверняка поняли из бесед, для Алистера это будет лучший подарок. Более того, в руках вашего спутника он превращается в, пожалуй, лучший в игре щит, с которым и в последнюю битву не стыдно пойти.

Главное испытание вашей дружбы — решения по делу Логэйна и вакантного трона. Алистер уйдет из отряда, если вы решите пощадить регента-ренегата, а Анора откажется выходить замуж за того, кто убил ее отца. А став королевой единолично, она попытается избавиться от соперника и прикажет его казнить, если вы не вступитесь. Оптимальный вариант — с Логэйном разобраться вам, а потом устроить королевскую свадьбу. Впрочем, если вы, мадам, не гномиха или эльфийка и притом благородного происхождения, то из вас самой вполне может получиться неплохая королева! Ну а если вы, добрый сэр, человек-дворянин, то вполне можете править вместе с Анорой, избавив Алистера от нелегкого бремени короны (и предоставив ему поквитаться с правителем-вредителем).

Морриган: колдовская красота

Колдунья Морриган язвительна, холодна и расчетлива. Другим членам отряда не завоевать ее симпатии — их беседы будут в лучшем случае пикировками, если не перебранками. Однако вы можете попробовать растопить тот лед, которым она себя отгораживает. Ведь в глубине души она — та самая девочка, которая когда-то рисковала жизнью, чтобы заполучить красивое золотое зеркало ! Вот только ее мать — ведьма Флемет — порыва не оценила и добытое зеркальце разбила. Не упустите свой шанс — точно такое же продает Гарин (гном-ювелир, а не инженер) в Орзаммаре. Кроме того, колдунью порадуют некоторые украшения.

Подарки Морриган
Подарок Где искать
Черный гримуар Башня Круга, покои Ирвинга
Гримуар Флемет Хижина Флемет
Золотое зеркальце Орзаммар, магазин Гарина
Золотое веревочное ожерелье Лотеринг
Золотой амулет Орзаммар, магазин Гарина
Золотой кулон демона Комната с урной с прахом Андрасте
Медальон Убежище, лавка
Серебряная брошь Лагерь долийцев, лавка
Серебряная цепь Башня Круга, 2 этаж
Серебряный медальон Эльфийские руины, верхний уровень

Единственный экземпляр скульптуры «Замороженный дракон» выставляется в Морозных горах. Туристам нужно учесть, что он очень часто оттаивает, приходя в плохое настроение.

На заметку: некоторые подарки, не обозначенные в приведенных списках, казалось бы, должны попадать в сферу интересов персонажей, но на самом деле не вызывают у них энтузиазма. Так, у леди Хайбрен в Торговом квартале Денерима вор может стащить тиару. Казалось бы — украшение! Но Морриган, вероятно, считает, что ей не идет.

В башне Круга в кабинете старшего чародея Ирвинга прихватите таинственный Черный гримуар . Колдунья сначала очень обрадуется, но при следующей остановке в лагере сообщит, что Флемет прожила много веков благодаря тому, что вселялась в тела своих дочерей. Морриган любит мать не настолько, чтобы стать очередной жертвой, и попросит вас убить старую ведьму.

К хижине Флемет вам придется отправиться без Морриган — иначе вы там никого не застанете. У вас есть два пути выполнить задание. Хотите — просто возьмите гримуар Флемет , отпустив его владелицу с миром, и обманите свою спутницу, сказав, что дело сделано (учтите, Винн такого не одобрит). Не хотите — готовьтесь к серьезному бою. Может, вы думали, что ваша колдунья — крутой оборотень? Так или иначе, Морриган, получив мамины записки, порадуется, а вы сможете предложить ей еще и модный плащик +20% к ледяной магии, не считая прочего.

Как идти на дракона?

Еще новобранцев привели, да? Эх, молодо-зелено... Ну что ж, слушайте. Самая сила у нас — маги с «Конусом холода » и «Силовым полем ». Первым не только приложишь зверюгу, но и на пару секунд приморозишь, давая его рубануть вволю. Второе хитрее: если в «банку» червя посадить, отряд сможет использовать припарки или лириум. Но выигрывают бои им иначе: когда паскудник порядком разозлится, накройте попавшего под удар товарища. Око видит, да зуб неймет, хвост не молотит, огонь не палит: вражина добрых полминуты будет продолжать бить неуязвимую жертву. Кстати, в это время можно товарища и подлечить.

Идя на дракона, не обойтись без лекаря. Перед тем как начинать лечить, у него даже будет секунд пять, сможет кинуть пару молний. Но самое главное — он должен помочь отряду «Массовым очищением »: маги-то могут выпить лириум, а воинам как быть? То-то. Если других магов нет, пригодятся «Ускорение » и «Ледяное оружие ». Огнем-то ящеров не особо проймешь, так что у кого наложены пламенные руны — заменить.

Если вы решили сражаться с Флемет, перед разговором поставьте пару ловушек. Да и
руна паралича поможет выиграть несколько секунд

Очень неплохо взять с собой лучника: дракон за ним чаще всего гоняться не будет. Только пусть целятся лучше, чешуя у тварей крепкая. Бойцам из оружия лучше всего подойдут мечи или топоры. Доспехи нужны самые тяжелые, очень уж сильно зверюга лупит. Лучше всего — из чешуи драконов, они от огня защищают, но где ж их найдешь? Говорят, правда, что в Денериме мастер Уэйд такие умеет делать. Если какие блестяшки с защитой от огня нацепишь — тоже польза. А вот бальзамы всякие... ну их. Уследить бы за тем, куда поганец хвостом метит, — а тут, значит, бутылку найди, да голову задери — да тебя так в это время шмякнет, что до обеда заикаться будешь! Хорошо, если своего.

Как прилетит паршивец, разбегайтесь друг от друга подальше, чтобы он одним плевком всех не зашиб. И зелий не жалейте. Ежели половину здоровья гад снимет, то воинам можно обойтись большой припаркой, а магам и разбойникам — обычной. А вот если и четверти не осталось, тут уж бойцам лучше самую сильную взять, ну а остальным и большой хватит — здоровьем-то они не вышли.

Ну что, усвоили? Ладно, идите, дракон за углом. Не трусьте, пока что деревянный.

До самого конца игры никаких проблем с Морриган у вас не ожидается. Но накануне выступления на последнюю битву оказывается, что у нее для вас есть специальное предложение личного характера. Впрочем, его вполне можно передать, например, Алистеру — протеста у него эта мысль не вызовет, хотя их отношения с колдуньей отличными не назовешь. Предложение выглядит выгодным для всех, но почему-то кажется, что где-то тут подвох...

На заметку: есть один отличный вариант для особо влюбленных: согласиться на предложение, но не взять ее в отряд после этого. Она, конечно, обидится, но зато вы получите нормального, а не демонического наследника.

Однако учтите: если вы откажетесь, то колдунья покинет отряд, а в битве с архидемоном она очень пригодилась бы. Если же согласитесь, то она уйдет, не попрощавшись, сразу после битвы, и поиски ее придется отложить до следующей части игры...

Пес: самый верный спутник

Молнии Силы кто научил тебя пускать, Дарт Винн?

Пес никогда не спорит с вашими решениями, всегда в хорошем настроении, а отношения с ним — на все 100, так что улучшить их просто невозможно. Предназначенные ему подарки вы ни с чем не спутаете: похоже, Мор вызвал в Ферелдене продовольственный кризис. Иначе почему по всей стране можно найти лишь несколько костей с кусочками мяса?

А вот некоторые подарки мабари принесет сам, если вы спросите, нет ли вокруг чего интересного. Часть из них можно получить только таким образом — например, порванные шелковые штаны или моток пряжи (не знаю уж, где он ее нашел на Глубинных тропах, но Винн как раз обещала связать Стену что-нибудь теплое, если найдет материал). Но иногда он приносит что-то, что вы сами пропустили в этой локации. Часто находит снаряжение, причем очень неплохое. В общем, даже если пес в ваш основной состав не попадает, неплохо выгулять его, уже очистив территорию от врага, — надо же собачке побегать, в самом деле.

Подарки псу
Подарок Где искать
Баранья кость Замок Редклиф, первый этаж
Большая кость Убежище, в магазине
Воловья кость Западный Бресилиан
Говяжья кость Остагар, Башня Круга
Пирожное Находит сам
Спутанный комок пряжи Находит сам
Телячья кость Эльфинаж

Лелиана: просветленная убийца

При первой встрече вы можете счесть, что Лелиана — весьма необычный персонаж: монахиня-разбойница. Впрочем, все еще более запутанно: она еще и бард-шпион. При всем этом — добрая и отзывчивая девушка.

Заградительный огонь, а также буря, вьюга и землетрясение

Ее прошлое — отдельная история, которую она поведает не каждому. Что удивительно, не станет рассказывать и своим друзьям. Чтобы позднее получить задание «Прошлое Лелианы », вы должны с ней переговорить до того , как ваши отношения достигнут рубежа +25 (впрочем, если это уже произошло — всегда можно наговорить девушке гадостей). Спросите, как она попала в обитель, и узнаете, что раньше Лелиана была бардом в Орлее. Когда станете друзьями, заговорите о том, что в Орлее барды вроде как бывают шпионами, — и узнаете о том, чем отличаются барды и менестрели. Правда, в третий раз закидывать невод не придется: при следующей остановке в лагере она заговорит с вами сама и признается, что кое-что утаила. Она действительно занималась шпионажем, но Маржолайн , ее наставница, подставила ее, из-за чего и пришлось сбежать в сопредельный Ферелден.

Ну а следующий шаг сделает Маржолайн. Очередное случайное столкновение будет со слабеньким отрядом убийц, лидер которого, чтобы сохранить жизнь, расскажет, где искать заказчицу. И Лелиана вслед за Алистером попросит в Денериме выделить пять минут на светский визит. Орлезианка — противник серьезный (а на помощь ей неожиданно придет по паре магов и воинов), но можно решить дело без драки, если убедить ее, что Лелиана оставила свое прошлое позади. Так или иначе, не забудьте заглянуть в боковую комнату: в сундучке хранятся отнюдь не платья для показа орлейских мод, а куда более практичные вещи. В том числе отличный «Лук Маржолайн » из шипа дракона.

На заметку: если в следующей беседе вы скажете Лелиане, что на самом деле она любит бурную жизнь спецагентов и напрасно скрывает это от себя, то ее характер поменяется. Как и Алистер, она избавится от идеализма, станет менее «правильной» и более практичной. Так, мысль об осквернении праха Андрасте уже не вызовет у нее возражений. Правда, зачем бы это могло вам понадобиться?

Подарки Лелиане
Подарок Где искать
Милость Андрасте Деревня Редклиф; Западный Бресилиан; Эльфинаж
Прелестный наг Орзаммар, Пыльный город
Амулет Церкви Башня Круга, 2 этаж
Бронзовый символ Андрасте Лотеринг, церковь
Золотой символ Андрасте Орзаммар, магазин Легнара
Серебряный меч милосердия Торговец Старый Тегрин
Стальной символ Андрасте Денерим, дом Дженитиви
Травленый серебряный символ Тэйг Ортан

На заметку: даже если персонаж еще не поведал вам историю, из которой вы поймете, что какой-то подарок для него ценен, эффект от дара не уменьшится.

Как вы видите, большая часть подарков для Лелианы связана с религией. Однако «Милость Андрасте » — это вовсе не нудный трактат или какой-нибудь амулет, а цветок. Конечно, получить цветы в подарок будет приятно любой девушке, но эти Лелиане особенно понравятся. Их запах напоминает о доме — такими лепестками мама перекладывала сложенные в шкафах вещи. Вероятно, не она одна: цветок явно пора заносить в Красную книгу, ведь за многие месяцы вашего путешествия по заповедным местам вы найдете таких всего три. И ведь наверняка сорвете, ставя редкое растение на грань полного уничтожения!

Это интересно: внешность Лелианы скопирована с внешности модели Александры Стайн (Alexandra «Alleykatze» Stein), а Морриган — с Виктории Джонсон (Victoria Johnson).

Хорошая собачка, дай я почешу тебя за ушком!

Оказывается, свою зверушку Лелиана назвала Шмуплз.

А вот как Лелиана будет возить с собой еще один подарок, я не знаю. У входа в Алмазные залы Орзаммара стоит неудачливый торговец нагами — не теми, с которыми Рики-Тики-Тави сражался, а этакими свинокротами. Похоже, он редкий растяпа, раз не слишком шустрые зверьки сумели разбежаться, и готов выплатить за беглецов вознаграждение. Найти их в закоулках Общинных залов несложно, а ловить можно голыми руками. Если «на дело» с вами пойдет Лелиана, то, поговорив с ней, вы поймете: вот оно, ее девичье счастье на ножках: эти зверьки такие лапочки ...

Когда придете в Пыльный город — квартал бедноты, уделите пару минут беседе с гномом-бездельником, который стоит на мини-форуме этого района. Так как основные профессии здесь — нищий и бандит, то он будет рад поймать для вас упитанного хрюкрота — даже пять серебряных монет ему сойдут за богатство. К сожалению, прогулок счастливой Лелианы с питомцем на поводке вы не увидите.

Стен: кунари не сдаются!

Стен называет себя «злобным великаном» и, скажем честно, для драки на мечах подойдет куда лучше, чем какой-нибудь добрый карлик. У него храброе сердце и благородная душа — но лучше вам не быть тем, кому он решил в сердцах от всей души вломить. Вот одни товарищи не успели быстро и убедительно объяснить, куда делся его меч, — и к чему это привело? Стена — к тому, что его за убийство посадили в клетку, и теперь вместо спокойной командировки для сбора информации о Море ему приходится с этим Мором сражаться.

Стен, пригнись, кидаю молнию!

Дело было жаркое!

Это интересно: на самом деле Стен — это не имя, а титул. Но едва ли он случайно совпадает со шведским и датским словами, означающими «камень».

Да, про меч. Когда вы завоюете уважение Стена, он попросит вас помочь отыскать утраченное оружие — иначе путь домой для него закрыт. Скажем честно: хотя двуручник куда больше иголки, но и Ферелден — не стог сена! Но главное — верить в успех. Хотя с боя при озере Каленхад прошло немало времени, какой-то мужик по-прежнему грабит отлично сохранившиеся трупы. Он отправит вас к Фарину , торговцу «подержанным снаряжением» на рынке в Морозных горах, а тот — к Двину в деревню Редклиф. Это тот гном, которого вы едва ли не пинками выгнали сражаться во время «ночи живых мертвецов». В этот раз он обрадуется вашему визиту ничуть не больше, но вы можете убедить его расстаться с сувениром добровольно и бесплатно. Кстати, как и щит Дункана, меч из подарка превратится в оружие, вполне годящееся в дело до появления орзаммарских аналогов из красной стали.

Подарки Стену
Подарок Где искать
Меч Стена Деревня Редклиф
Натюрморт в серебряной рамке Замок Редклиф
Подмоченный портрет Башня Круга, 2 этаж
Портрет девочки с гусями Морозные горы, Фарин
Портрет мятежной королевы Торговец Старый Тегрин
Тотем Перекресток Каридина

Стен решителен и презирает магию. Ребенок-одержимый? Найти и уничтожить. Терять время, зовя волшебников из Круга, — глупо (-10). Собирались сражаться с порождениями тьмы — так нечего бегать по горам в поисках мифических урн. При развитом навыке убеждения можно уговорить кунари, что поддержка Эамона вам необходима, а другой надежды вылечить его нет. Но если попытка не увенчается успехом, то заставить его остаться в отряде удастся лишь силой.

Это баг: из-за неправильного скрипта вы легко можете поднять уважение Стена до максимума. Спросите его, зачем он пришел в Ферелден, затем выберите любой вариант ответа. После спросите, почему кунари беспокоит Мор. На встречный вопрос ответьте, что бороться с Мором — ваш долг как серого стража, и спросите, нашел ли он ответ на вопрос. Теперь у вас снова появился вариант: «Почему кунари беспокоит Мор?» Каждый такой цикл увеличивает уважение Стена.

Винн: волшебница на тропе войны

Если ваш персонаж волшебник, то с Винн вы познакомитесь еще в прологе. Остальные смогут переброситься парой слов в Остагаре, ну а присоединится к вашему отряду она в башне Круга, которую придется очистить от магов крови и одержимых демонами. Она отличный маг поддержки, лечит и усиливает остальных членов отряда, но знает и несколько атакующих заклинаний. Винн рассудительна, спокойна, уверена в себе и готова защищать то, что ей дорого, даже ценой своей жизни.

Если хотите выиграть бой с Котриен, попробуйте сказать «Бурю» и «Вьюгу» на ее отряд до того, как входить в комнату, — они подействуют с началом битвы. «Вот это я называю агрессивными переговорами!»

В этом вы убедитесь вскоре после встречи: если согласитесь с измученным храмовником и решите перебить всех магов в башне, идти придется через труп волшебницы. Лучше пообещайте всех спасти — тренируйтесь, вам еще не такое предстоит. Категорическое несогласие вызовет и попытка осквернить урну с прахом Андрасте: если Винн будет в составе отряда, она атакует вас, иначе уйдет после первой же остановки в лагере. Еще она не любит магов крови. Зато любит книги, но так как книготорговля в Ферелдене развита плохо (как вы убедитесь, некоторые гномы даже вынуждены красть литературу), то добывать их нередко придется с боем.

Чтобы получить специальное задание волшебницы, заговорите о том, что она нуждается в отдыхе. В следующий раз она будет чувствовать себя лучше, но после первого же столкновения на дорогах упадет без чувств. А при остановке в лагере признается: на роман «Жизнь взаймы» Ремарка вдохновила она. Винн жива лишь благодаря некоему духу, поддерживающему ее существование, — увы, постепенно слабеющему. А в очередной стычке она всех спасет благодаря «Сосуду духа» — способности, восстанавливающей ей ману и здоровье, а заодно оглушающую неосторожно приблизившихся врагов. Правда, есть и неприятные последствия, от которых поможет избавиться Амулет Анейрина . Его вы получите, выполнив специальное задание.

Подружившись с Винн, вы сможете узнать, что она винит себя в гибели своего первого ученика. Почти наверняка гибели — но вдруг чудо случилось? Долийские эльфы, к которым он хотел добраться, с удовольствием подтвердят, что знают только одного Анейрина — известного целителя. Вы сможете найти его в Восточном Бресилиане, рядом с норой отшельника. Беседа буквально снимет камень с души чародейки. Понадеемся, что и духу в Тени полегчало.

Подарки Винн
Подарок Где искать
Вино Озеро Каленхад, Лотеринг
Геррины из Ферелдена Замок Редклиф
Изысканный свиток
Поиски истинного пророка Орзаммар, Зал летописцев
Роза Орлея Башня Круга, 2 этаж
Секреты драконьей крови Разрушенный храм

Зевран: смерть — это забавно

Каким-то образом этот сильван одновременно заморожен и горит.

Эльф Зевран — наемный убийца, а его очередная жертва — вы. Правда, его несерьезность и самоуверенность в этот раз вышли боком: помощников он выбрал недостаточно умелых. Засада спланирована неплохо, но площадные заклинания помогут вам разобраться с затаившимися на флангах лучниками. Поняв, что контракт выполнить не удалось, этот наглец не найдет ничего лучше, чем попроситься к вам в отряд — дескать, все равно теперь бывшие хозяева будут охотиться за неудачником... Лелиана этот план одобрит, Винн все равно, а вот мнение остальных ваших спутников ухудшится на 3-5 баллов. Между тем польза от Зеврана будет: высокая ловкость позволяет ему уклоняться от рукопашных атак даже сильных бойцов, а незаметность послужит «корректировщиком огня» для магов.

Как вы понимаете, к моралистам его не отнесешь. Предложение вырезать всех эльфов или разрушить Наковальню Пустоты вызовет у него протест, но его можно убедить, что так надо. Покинуть ваш отряд он может, когда позовет приятель Тальесин, продолжающий на вас охоту, но дружеские отношения удержат Зеврана от очередной измены.

Во вкусе эльфа будут слитки драгоценных металлов и две пары предметов, напоминающие о прошлом, — долийские перчатки и антиванские сапоги (и те и другие превращаются в неплохую экипировку). Перчатки вы можете найти в Западном Бресилиане, в сундучке на месте заброшенного лагеря позади Дуба-рифмоплета. Сапоги — в Убежище, в сундучке в тамошней лавке.

Это интересно: одним из прообразов Зеврана называют Кота-в-Сапогах из «Шрека 2»: он тоже убийца, посланный королем, и подарочные сапоги эльфа в таком случае тоже не случайны. В оригинальной игре, как говорят, похож еще и акцент.

Подарки Зеврану
Подарок Где искать
Антиванские кожаные ботинки Убежище, магазин
Долийские перчатки Западный Бресилиан
Маленький золотой слиток Башня Круга, 3 этаж
Маленький серебряный слиток Церковь Убежища
Средний золотой слиток Поместье эрла Денерима
Средний серебряный слиток Наковальня Пустоты

Огрен: дитя гор

Манеры Огрена прямолинейны, как двуручный меч, а слово «галантность» совсем не про него, но вот храбрости ему не занимать. Он — боец-берсерк, который пригодится вам не только на Глубинных тропах. У него свой резон присоединиться к отряду: если для вас поиски Совершенной Бранки — способ добиться короны для своего ставленника, то для него — вернуть жену и очистить репутацию. Ведь два года назад Бранка отправилась искать секрет изготовления големов и забрала с собой всех членов своего дома — кроме мужа. Эти два года оказались нелегким испытанием, в том числе для печени Огрена. И теперь, если хотите порадовать этого бородача, предложите ему бутылочку чего покрепче.

Он сказал «I won’t be back», и пучина сия поглотила его без следа

Добраться до мест, где нынче обитает Бранка, нелегко, а встреча с ней пройдет совсем не так, как мечтал Огрен. В итоге вам придется в очередной раз выбирать одну из сторон в принципиальном конфликте. И хотя ваш спутник понимает, что жена совершила ужасные преступления, ее гибель в случае, если вы поддержите Каридина, гнома сильно огорчит. Вы можете частично загладить свою вину: когда Каридин спросит, что вы хотите в награду за помощь, узнайте, желает ли чего-то Огрен, — главный результат миссии от этого не изменится, а заслуженное уважение вы приобретете.

Когда Огрен станет вашим другом, он попросит вашей помощи в деликатном деле: помочь восстановить отношения с бывшей пассией Фелси . Для этого отправьтесь в гостиницу у озера Каленхад и выручайте Огрена в беседе с бойкой на язык гномихой. От вас зависит, будет ли ваш товарищ в ее глазах выглядеть героем или пьяницей-неудачником. Вы же не подведете старого доброго Огрена? Правда, не каждый наземник поймет, что дело-то пошло на лад, но будьте уверены — двое бравых вояк вполне могут уболтать одну девушку.

Это интересно: особые симпатии разработчиков к Огрену проявились в создании уникальной прически. Кроме него, такой чести удостоилась только Морриган.

Подарки Огрену
Подарок Где искать
«Белый срез» Эльфийские руины, нижний этаж
«Блондинка на солнце» Башня Круга, комнаты храмовников
«Золотая коса» Лотеринг
Кувшин короля задворок Орзаммар, магазин Легнара
Медовуха из хасиндской сумки Разрушенный храм
«Сельский запас Гарболта» Может найти Пес

Логэйн: неожиданный союзник

Могли ли вы после битвы при Остагаре предположить, что в последний бой бывший герой сражения при Дэйне пойдет вместе с вами? Вот и Алистер не смог: вам придется выбирать, кого вы хотите видеть в своем отряде. Логэйн изучил тот же стиль оружия и щит, что и Алистер, но будет ли он достойной заменой? Скорее нет: возмужавший под вашим чутким руководством храмовник в последней битве наверняка будет полезнее хотя бы из-за своего класса, чем витязь Логэйн. Но вдруг вам захочется проявить милость к падшему?

Знакомство будет недолгим, и никаких особых поручений у бывшего регента не будет. В самом деле, чего желать: дочка пристроена, о государстве голова не болит, окружение простое и приятное, никаких там придворных подлецов типа Хоу. Конечно, с взаимным доверием могут быть проблемы, но в грядущей битве придется сражаться плечом к плечу — так что стоит наладить отношения.

Подарки Логэйну
Подарок Где искать
Древняя карта Империи Денерим, «Чудеса Тедаса»
Ботаническая карта Тедеса Замок Редклиф
Карта Андерфелса Денерим, магазин Горима
Карта оккупированного Ферелдена Замок Редклиф, 2 этаж
Карта современного Ферелдена Эльфинаж


Ну как, довольны спутниками? Уверен, путешествие тоже запомнилось. Последние кадры на память рядом с поверженным архидемоном, скоро торжественный банкет — на этом я вас покидаю. Уверен, мы еще встретимся в Ферелдене!