Маникюр и педикюр        28.02.2023   

Кольцо из 13 объектов которое является. История вещей: Кольцо — функциональный предмет. Где купить старинное оригинальное кольцо

Кольцо - личный предмет, название которого происходит от старославянского корня «коло-колесо». Обруч из металла, дерева, камня, кости, стекла надевается чаще всего на палец и распространен у большинства народов мира.

Точная дата происхождения кольца неизвестна, но изображения на артефактах говорят о том, что традиция ношения кольца на пальце имеет очень древнюю историю. Каким было кольцо у разных народов 200-500 лет назад? Как выглядят кольца Сильных Мира Сего? Почему такой маленький предмет всегда относился к предметам роскоши?

Предметы, окружающие человека, имеют разный период активного существования. Молодое поколение сегодня не знает, как выглядел пейджер, поколение постарше не видело "керосинок" - множество предметов быстро исчезают из нашего повседневного обихода. Почему кольцо продолжает сопровождать человека?



Традиционно кольцу приписываются всевозможные мистические свойства, о которых написано множество текстов, в том числе и литературных произведений. Мистика кольца в первую очередь связывается с минералом, который закреплен. Можно найти множество справочников, подробно описывающих мистические свойства вставки. Большинство гениев и исторических личностей обращали внимание на подобную информацию.

А.С. Пушкин носил два кольца: одно с изумрудом, другое с сердоликом, на большом пальце, как знак своей избранности. Кольцу посвящено его стихотворение «Храни меня, мой талисман…» Сюжет с исцеляющей магией кольца используется А.С. Пушкиным в поэме «Руслан и Людмил», в драме «Жених». В русской литературе волшебные кольца в сказках С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», Б. Шергина «Волшебное кольцо» и т.д. В современной литературе широко известен эпос и экранизация книги Джона Толкина «Властелин колец», где мистические свойства и сила воздействия кольца Всевластия целиком зависит от жизненных взглядов его хозяина. Даже существует кольцо-артефакт, послужившее прототипом образа.

Красивый миф о Прометее из греческой мифологии уже говорит о кольцо как о символе. Роль кольца-символа оказалась максимально востребованной в течение последнего тысячелетия. Обручальное кольцо до сих пор используется как символ принадлежности одного человека другому. Но с прилавков ювелирных магазинов 80-90% колец покупается по каким-то другим причинам. Почему кольца покупают наши современники - они решают сами, а о желаниях и мотивах наших предков могут рассказать их молчаливые кольца.

Разглядывая кольца разных народов и разных веков, мы не смогли бы назвать наших предков транжирами, больше под такую оценку подходим мы, современники. Удивляет рациональность и функционал этих личных предметов. Кольцо трудилось как талисман или охраняло под семью печатями секреты (обеспечивало безопасность), строило отношения ("я люблю тебя", - говорило оно), обозначало, кто ты (герб рода или имя), подтверждало твои полномочия (коронационные и епископские кольца), служило пропуском в закрытые сообщества ("мы с тобой одной крови", - говорило кольцо) и даже могло быть учебником по французской грамматике.





Что бы не рассказывали нам Мифы Древней Греции, гораздо вероятнее, что первую роль кольцо играло в виде денег. За 10 веков до нашей эры кольцо использовалось как универсальная мера для расчетов. Деньги имели вид золотых (серебряных, медных, железных) колец, вес которых обозначался наложением штемпеля. Роль удобного кошелька прекрасно выполняли пальцы рук.

Рисунок 1: Китайская монета до сих пор имеет вид кольца для ношения на шнурке.
Рисунок 2: Двойное кольцо, Рим, 1-й - 3-й век.до.н.э.

Денежная роль кольца сохраняется и сегодня, так как процедуру государственного клеймения (наложение штемпеля) никто не отменил. В Российском государстве она существует официально с указа Петра I от 13 февраля 1700 г. «Об учинении для пробы золотых и серебряных вещей пробирных клейм, о переписке золотых и серебряных рядов и лавок, о выборе старост для надзора за торговыми и мастеровыми людьми и для клеймения золотых и серебряных вещей со взятием пошлины».

Кольца с цитатами из священных книг более всего встречаются в христианстве, иудаизме и исламе. Среди мусульман цитаты из Корана чаще всего гравируются определенным шрифтом на сердолике, нефрите или лазурите. Самыми популярными являются кольца с сердоликом, так как такое кольцо носил Пророк Мухамед.

Рисунок 1: Шесть средневековых исламских кольца, Персия 8-12 в.н.э. Надписи включают в себя имена четырнадцати святых, молитву, имена Джафар ибн Мухаммад, Йаздад ибн Фарух.
Рисунок 2: Кольцо Период Тимуридов (1370-1507), Иран.
Рисунок 3: Христианское кольцо с молитвой Господней, Англия, 1676г. Золотое кольцо содержит миниатюрную версию молитвы "Отче наш", написанную от руки на крошечном диске из бумаги меньше сантиметра в диаметре, под ограненным кусочком горного хрусталя.
Рисунок 4: На золотом кольце надпись на иврите Синто (ворота тории).

Тексты из священных книг могли быть нанесены на каменую вставку кольца, на его площадку или на внутреннюю поверхность шина.





Рисунок 5: Обручальное кольцо с надписью на ободке восьмигранника "Господи, помоги рабам твоим Петру и Tеодоте". Кольцо изготовлено в Константинополе в 7-м в. н. э. На нем изображены группы и события Святой Земли, вызывают молитвы для защиты. Иерусалим является святым местом для евреев, христиан и мусульман. Для христиан он почитается как Место смерти и Воскресения Христа. Начиная с четвертого века, когда Император Константин I воздвиг храм Гроба Господня над могилой Христа, христианские паломники уже стекались туда, часто приобретая памятники своего визита. Кольцо приобретено как охранный оберег брака с изображением жениха и невесты на площадке кольца.

Рисунок 6: Толстое золотое кольцо было найдено в 14 веке на Лондонском мосту, по низовью Темзы. В ровном широком кольце снаружи, в круг внутри выгравированы фигуры святых: Святого Томаса Бекета в архиерейском одеянии, Богоматерь с младенцем, Святой Троицы (Бог-Отец на троне, держа распятого Христа, со Святым Духом в виде голубя), Святой Анны с Девой, и Святого Антония с его Т-образным крестом. Священные изображения призваны защитить владельца сильнее, так как они размещены на внутренней стороне кольца и будут находиться в непосредственном контакте с рукой.

Кольца также носили в силу профессиональной или бытовой необходимости. До сих пор можно видеть наперстки в виде кольца, которыми пользуются, к примеру, сапожники.

Профессионально необходимые кольца : Лучники в свое время носили по три кольца - на указательном, среднем и безымянном пальцах, с тем, чтобы предохранить себя от порезов тетивой. В кулачных боях часто пользовались своеобразными кастетами в виде колец с массивными вставками камня или металла.

Рисунок 1: Zihgir’ (кольцо лучника) Османская империя 16 век. Нефрит, золото, рубины, изумруд.
Рисунок 2: Кольцо лучника. Средневековье, Медь-сплав,12 -15 век.
Рисунок 3. Золотое кольцо, Италия (Венеция), 14 век.
Рисунок 4. 16 век. Редкое золотое кольцо в виде солнечных часов и компаса, возможно, немецкое. Навесная овальная крышка предназначена для печати и гравировки с изображением герба.




Кольцо как подпись, имя, опечатывание.

Существовал обычай носить на пальце печать, равносильную именной подписи и в то же время служившую украшением. Обычно такие печати носили на указательном пальце правой руки. Такие печатные кольца с вырезанными надписями или изображениями были распространены еще в Древнем Египте. Оттиск такого кольца служил подписью владельца. Печатные кольца были затем у эгейцев, греков и этрусков.

Рисунок 1: Гравированные кольца-печатки Скарабей возникли в Египте. Скарабей находится на шарнире, так что можно повернуть и использовать как штамп имя или звание человека. Изготавливалось кольцо из золота с камнем, например, из Ляпис-лазури или сердолика.

Рисунок 2: Кольцо-печать из золота и рубинов, Месопотамия, 3500 - 3000. н.э.

Рисунок 3: Редкое кольцо сельджуков из серебра и золота с тёмно-фиолетовым камнем. Печать с именем Али ибн Юсуфа, Персия, 12 век. Надписи: Би Аллах Али; Али уповает на Бога, имя Али вписано в образ Льва, который часто представляет Али, как Асадулла "Божий Лев". Вокруг лицевой панели надпись на персидском, и внутри кольца: "вечной славы, процветания и долгой жизни".



Память о... Кольцо траурное

В XVIII веке в Европе и России распространенным явлением была традиция вручать кольца всем, кто собрался на похороны. В память о умершем человеке было принято носить так называемые траурные кольца. Кольца имели тайники, где хранили волосы или портрет близкого человека. Существовали кольца, полностью изготовленные из волос.

Чаще всего кольца покрывались черной эмалью, имели изображения черепов или урн с прахом. На кольце гравировалось имя или памятный девиз. Считается, что моду на памятные кольца ввела английская королева Виктория, которая заказала кольцо с портретом мужа и до конца дней не снимала траура.

Рисунок 1: Редкое Георгианское кольцо, 15 каратное золото и эмаль, вращающийся медальон с волосами.

Рисунок 2: Кольцо королевы Виктории из коллекции Елизаветы II. По обычаю времени королевой было заказано кольцо, для того чтобы изображение ее муж не расставалось с ней. Что делает это кольцо необычным - изображением является микро-фотография Альберта, помещенное под кристаллом кварца. Как правило, изображения окрашивали. В монограмме соединены инициалы "V" и "А" на обеих сторонах кольца. Королева Виктория носила это мемориальное кольцо в течение всех лет траура.

Рисунок 3: В 1881 траурное кольцо-конверт показывало, как оно должно быть открыто, чтобы волосы могли быть помещены внутрь на память.

Рисунок 4: Викторианское 18-каратное золотое кольцо с изумрудом и эмалью. Обычное траурное кольцо, с отсеком для хранения пряди волос.

Рисунок 5: Одно из старейших мемориальных колец (Мементо Мори кольцо) начиная с 17 века, в честь короля Карла.




Истории известно немало конструкций колец-тайников. Верхушка или крышка таких перстней была особой - она откидывалась, открывая под собой полость. Были кольца с поворотной верхушкой, открывавшей тайник, кольца с выдвижными иглами, отравленными ядом. В других случаях - сдвигался камень кольца. В третьих - под оправу кольца монтировалась скользящая панель для тайника.

Рисунок 1: Кольцо с картиной распятия триптих, Якоб Вайс, золота и эмали, 1585г. Германия.
Рисунок 2: Кольцо королевы Елизаветы I. Портрет королевы и ее матери Анны Болей, 1560 г.
Рисунок 3: Немецкое свадебное кольцо 1600-1650. Кольцо на самом деле состоит из трех отдельных колец, которые вращаются, открывая секрет гравировки. Внутри брачные обеты на немецком языке: «Моё начало - мой конец» и «Что Бог сочетал, человек да не разлучит».
Рисунок 4: Кольцо со скрытым любовным посланием, сделано во Франции 1830-1860г.
Рисунок 5: Конец 18-го века. Это кольцо по-настоящему зловещее. Отсек скрыт под шином кольца и открывается нажатием на площадку с изображением креста.

Кольцо власти:
У католических епископов перстень - знак их власти. Кольцо называют «перстни Рыбака», они подтверждают статус Папы как наместника Святого Петра на земле. Перстни Пап делались из разных материалов: свинца, бронзы, позже из золота, где был нанесен папский герб - скрещенные ключи или тройная корона. Каждый такой перстень был уникален. Своим оттиском он удостоверял подлинность документов папской курии и уничтожался после избрания нового Папы.

Рисунок 1: Печатка папы Павла II (1464-1471) на глубокой площадке сердолика гравировка с профилями святых Петра и Павла. Надпись на обратной стороне: Павел II великий понтифик.
Рисунок 2: Коронационный перстень Хоремхеб последнего фараона 18-й династии Египта. Этот массивный золотой перстень является исключительным по своим размерам и качеству изготовления. Спирали добавляются к закругленным концам очень плотное кольцо, и четырехгранная вращающаяся прямоугольная площадка. На каждой грани глубоко выгравировано свое животное: Крокодил, Скорпион, Лев. Музей Лувр, Париж.
Рисунок 3: Печатка камень короля Алариха II (484-587). Эта печатка считается одним из старейших германских королевских колец. Надпись по ободку павильона сапфира: ALARICVS GOTHORVM - Аларих, царь готов.
Рисунок 4: Перстень с печатью Луи IX Короля Франции (1215-1270).




Рисунок 1: кольцо сербской царицы Феодоры.

Рисунок 2: Кольцо Екатерины II, монограмма Санкт-Петербург, 1770.

Рисунок 3: Карл IX кольцо коронации из Швеции, 1607.

Рисунок 4: Кольцо описано в 1379 в описи Карла V Франция, как перстень короля. Инталия (голова короля) изготовлена из Восточного рубина полученного в качестве компенсации; использовалось королем для запечатывания писем, которые он писал собственноручно. 14-й век.

Рисунок 5: Коронационное кольцо Стюартов, около 1660г. Рубин с выгравированным Георгиевским крестом с обратной стороны камня, окруженный 26 алмазами, оправленными в серебро. Это кольцо было завещано Джорджу, Принцу Уэльскому, Генри Бенедикт, кардиналу Йоркскому, младшему брату молодого претендента, Карлу Эдуарду Стюарт.

Рисунок 6: Коронационный перстень королевы Виктории, 1838. Королевские ювелиры сделали кольцо на мизинец. К сожалению, архиепископ заставил его надеть на средний палец. Чтобы снять его после церемонии, королева Виктория приказала опустить ее руку в ледяную воду.

Кольцо как удостоверение или пропуск.
В средние века кольца выполняли роль своеобразного пропуска или удостоверения личности. Кольца-печатки служили пропуском на тайные собрания монашеских орденов, таких, как орден тамплиеров, иезуитов, масонов, чьи секреты не раскрыты до сих пор.

Рисунок 1: Масонский кольцо, созданное в начале 1800-х годов, из 18-каратного желтого золота и эмали, нагружено символизмом. Кольцо может трактоваться как траурное по высокопоставленным членам ордена. Центральное место занимает крест из граната, (возможна ссылка на Тамплиеров), в окружении 12 бриллиантов огранки груша. Эти двенадцать слезинок могут трактоваться как двенадцать апостолов и их слезы скорби за Христа. Полумесяц и солнце традиционно обозначают небесный свет и Вселенную, а также универсальный характер масонства. Другие символы, такие, как компас внутри квадрата, молоток, скрещенные мечи и топор, ЗВЕЗДА Давида также трактуются с точки зрения масонского символизма.
Рисунок 2: Серебряное кольцо, около 1475-1525. “Открытые ножницы, выгравированные на площадке этого перстня,свидетельствуют о том, что оно принадлежало члену портновской гильдии. Инструменты ремесленники часто были выгравированы на кольцах, чтобы указать членство в гильдии и таким образом присвоить статус владельца. Большая группа аналогичных колец из Германии и Центральной Европе были найдены, большинство из которых изготовлены из серебра или бронзы.



Кольца-паспорта, кольца-письма.
Рисунок 1: Кольцо принадлежало Леонтию из провинции Opsikion. Города Патрикий и Коммис известны как римские названия, которые существовали в византийский период; Вполне вероятно, что Леонтий был губернатором провинции или высокопоставленный генерал.
Рисунок 2: Династийное. Определяет и демонстрирует социальное положение владельца. 16-17 век, английское геральдическое кольцо.
Рисунок 3: Римское золотое кольцо 4-го Легиона Флавия Феликс, 1-2-го века широкие ажурные кольца, филигранные петли ограждающих буквы LEGIIIIFF («счастливый четвертый Легион Флавия»). Подразделение Императорской Римской армии, основанное в 70 году н. э. императором Веспасианом (р. 69-79) из остатков Легиона IV Macedonica, расформирован после Батавского восстания. Легион был активен в Мезии.
Рисунок 4: Кольца Пози (название произошло от слова "поэзия") - кольца с надписями, которые выражают привязанность, дружбу и любовь. Рифмы или загадочные письмена были модными около 1200-1500, написаны на латыни, но чаще по-французски, языке куртуазной любви. Элита средневековой Европы достаточно широко говорила на этих языках. Возможность выбрать или написать пози стало одним из литературных упражнений образованного человека. Круговое кольцо выгравировано как внутри, так и снаружи; примерно до 1350 г. Стиль шрифта - Ломбардинский, с 1500 использовался готический шрифт. Малые размеры кольца предполагают, что оно принадлежало женщине.

Рисунок 1: Кольцо игра-любовь к грамматике. Сделано во Франции или Англии в 15 веке. Внутри широкого обруча: гравировка леди в окружении цветов и листвы, с белкой (символом непостоянства) на привязи. Снаружи черная надпись в стихах на латыни и на французском о: грамматических падежах: именительный совершившийся, дательный, родительный падеж к слову, несмотря на винительный. Внутри выгравировано: «Моя любовь огромна (моя любовь - это инфинитив, который хочет быть относительным»). Стихотворение возможно принадлежит Чарльзу, герцогу Орлеанскому (1391-1465).
Рис 2. Старые Туареги Африки, серебряные кольца с магическими шрифтами. Марабут, серебро Туарегов в Мали и Нигере.
Рис 3. Исламское серебряное кольцо с агатом. Кольцо власти. На площадке халцедона выгравировано, Тулутским стилем: имя Мухаммад, Али, Хасанон. Индия или Ирана, 15-го века Тулут означает «одна треть», что связано с пропорциями пера относительно более раннего стиля Тумаар.

Рисунок 3: Еврейские кольца помолвки - одна из самых красивых исторических тайн. Это роскошные кольца в виде миниатюрных дворцов, замков и храмов. Архитектурный символизм кольца представляет брак супругов как храм Соломона в Иерусалиме. Еврейские обручальные кольца были впервые документированы в качестве официальной части свадебной церемонии в 10 веке, хотя они, вероятно, датируются гораздо раньше. В Еврейской свадебной церемонии жених символически приобретает невесту, это делается кольцом, действующим вместо денег.
Рисунок 4: Шумерское обручальное кольцо. Ирак, 3 век н.э. Перегородчатая эмаль - древняя техника декорирования предметов из металла.
Рисунок 5: Золотое византийское обручальное кольцо. Пятый-шестой века н. э. Сирия
Рисунок 6: Византийское кольцо было куплено для свадебного обряда, чтобы символизировать брачный союз. Золотое кольцо с надписями на Греческом датировано 1175 и 1300.
Рисунок 7: 9-11-й век н. э. Англо-Саксония. Кольцо Викингов из витой проволоки медный сплав. 3 слоя обернуты вокруг обруча и связаны вместе.

Рисунок 1: Римское золотое обручальное кольцо в приподнятом ободке - две сложенные руки; Выше по рельефу греческое слово "единым целым". 2-3-й века нашей эры.
Рисунок 2: Римское золотое обручальное кольцо с синим агатом Камея из двух сложенных ладоней, 1-й век н. э.
Рисунок 3: Парные иранские свадебные кольца с гравировкой.
Рисунок 4: Византийское золотое кольцо брака, около 4-5-го века нашей эры. Гравировка на греческом - «гармония». Рисунок 3: Парные иранские свадебные кольца с гравировкой.

Ювелирные украшения живут долго и продолжают рассказывать нам истории о своих владельцах


Старинные кольца - это украшения, которые отличаются дизайном, на их поверхности можно обнаружить клеймо, свидетельствующее о качестве изделия, они хранят информацию о мастере и ювелирном доме. Приобрести такое изделие можно на аукционе, в лавке антиквара.

Старинное кольцо обладает символикой. Носить украшение было позволено не всем. Перстни и кольца украшали руки:

  1. Служителей веры.
  2. Царей и императоров.
  3. Высокопоставленных служащих.
  4. Магов и предсказателей.
  5. Военных.

На металл наносили символы, которые наделяли человека сверхъестественными способностями. По поверьям изображения говорили не только о принадлежности человека к тому или иному роду, но и о его занятиях. Кольца с символикой животных ценились военными, магами и царями.

Старинные кольца

Популярностью пользовались изображения следующих животных и птиц:

  • волка;
  • орла или ястреба;
  • коня;
  • быка.

Изображение волка характеризовало владельца как свободную личность, которая способна на отчаянные поступки.

Ястреб или орел на кольце наделял человека острым зрением и точностью.

Изображение коня свидетельствовало о свободолюбии человека, его силе.

А вот бык говорил о том, что владелец кольца обладает силой и выносливостью.

Старинные перстни, инкрустированные камнями, указывали на статус владельца и его достаток. Такие украшения изготавливались из золота или серебра. Украшались камнем крупного размера.

Перстни расценивались как символы:

  1. Власти.
  2. Материальной обеспеченности.
  3. Высокого положения в обществе.

Перстень с камнем был не только украшением. Язычники носили изделия, желая показать свою близость к богам. Императоры - принадлежность к знатному роду. В царской семье, как и во всех благородных домах, украшения с камнями, изготовленные из драгоценного металла, передавались по наследству.

Перстень крупного размера с камнем носили мужчины, женщинам ювелиры предлагали кольца, но монархи не делали исключений, и мужские украшения можно было увидеть на руках у властных женщин.

Как распознать старинный перстень?

Приобрести изделие древних ювелиров непросто. Продавцы нередко выдают за драгоценности старины украшения, которые были состарены искусственным образом. Отличить подделку от антиквариата поможет:

  • экспертиза;
  • знание свойств металла;
  • осмотр изделия.

Естественно, что ювелир легко отличит подделку от раритета. Мастер проведет экспертизу и выдаст заключение. Но за экспертизу придется заплатить.

Золото и серебро обладают различными свойствами, из этих металлов, помимо железа, и изготавливались драгоценности. Они могли быть инкрустированы камнями. Благородные металлы не реагируют на магнит, кроме того, на поверхности изделия непременно должно стоять клеймо.

Старинные обручальные кольца

Можно рассмотреть клеймо при помощи лупы: это поможет получить больше информации о кольце. Перстень с налетом старины уникален, такие изделия обладают характерным дизайном, украшения массивные и поэтому стоят дорого.

Покупатели забывают о том, что антиквариат - это недешевое удовольствие, а под видом старинного украшения из серебра или золота можно приобрести подделку из латуни.

Старый перстень мог быть инкрустирован следующими камнями:

  1. Изумрудом.
  2. Рубином.
  3. Сапфиром.
  4. Агатом.
  5. Александритом.
  6. Бриллиантом.

Крупные камни - отличительная черта старинных украшений. Полировка минералов проводилась не столь тщательно, поэтому камни имели характерный темный оттенок.

Достоверно определить, какой перстень владелец носит на руке, может только ювелир, поэтому при покупке антиквариата стоит проявить бдительность.

Стоит отметить, что кольца и перстни наравне с монетами и денежными купюрами имеют специфические знаки обозначения, о которых осведомлены антиквары. Информация может заключаться в клейме, а может быть внесена на поверхность изделия в виде небольшой метки или гравировки.

Винтаж

Винтажные кольца сегодня набирают популярность. Можно приобрести драгоценности в магазине, а можно сделать на заказ.

Кольца, которые разменяли 50-летний рубеж смело можно называть винтажными, драгоценности отличаются следующим:

  • изготовлены из металла высшей пробы;
  • инкрустированы бриллиантами разного размера;
  • имеют россыпь из сапфиров и бриллиантов.

Огранка камней в таких драгоценностях выполнена иначе, поэтому бриллианты и сапфиры имеют характерный блеск.

Еще одной отличительной чертой считается дизайн. Изделия, которые связаны с той или иной историей любви, у женщин пользуются особой популярностью.

Стоимость таких колец не отличается демократичностью, но она и не слишком высока, если, конечно, изделие не выполнено в единственном экземпляре, тогда его цена может быть заоблачной.

Ухаживать за украшениями стоит тщательно, они требуют бережного с собой обращения. Изделия не покрывались защитным слоем, и поэтому их чистку стоит проводить в ювелирной мастерской.

Купить перстень или винтажное кольцо можно в антикварной лавке, магазине или на аукционе. Такие драгоценности отличаются ценой, дизайном и невероятной роскошью.

Винтажное кольцо, перстень или другое украшение несет в себе энергетику владельца, является частью истории и способно стать гордостью любой женщины. Подобные изделия часто переходят в статус фамильных драгоценностей, их передают по наследству и бережно хранят. Налет старины не только ничуть не портит драгоценности, а лишь повышает их стоимость - вот главный плюс старинных украшений.

Если вы не знаете, на что смотреть, вы можете старинное кольцо принять за современное, а также наоборот, изделие современного ювелира счесть удивительным древним артефактом.

Это может быть сложно. Однажды я нашел кольцо с эмалевой инкрустацией, и подумал, что оно не такое уж старое. Я ошибся: эта ювелирная техника появилась очень давно, а само кольцо было 1815 года. Это всего лишь один пример.

Перстни

Посмотрите: на фото - кольцо. Оно римское. Как это понять?

Во-первых, посмотрите на оправу камней. Она охватывает все, кроме верхней части камня. Это первое, что подсказывает возраст кольца. Во-вторых, поверхность камня гладкая - он полированный, а не граненый, как сейчас.

В средние века, до XVI века, камни тоже не гранили. Перстни были с не ограненными, округлыми «самоцветами».

Затем кольца и перстни стали популярны среди русских царей, которые надевали их на все пальцы. Так мода на них пришла в высшие слои общества. Русские перстни XVII века были массивными, литыми, украшенные эмалью и с одним камнем. Иногда перстни использовались в качестве печати, вырезанными на драгоценных камнях.

Новая эра для использования драгоценных камней началась с открытием самоцветов на Урале и в Сибири. Именно поэтому ограночное и камнерезное дело стало развиваться бешеными темпами. Толчок с развитию ювелирного дела на Руси дало и то, что первый император России - Петр Алексеевич Романов, начал привлекать к иностранных ювелиров.

Огранка алмазов была изобретена в Европе XVII веке, постоянно совершенствовалась и для других камней. В это же время кольца с ограненными камнями только начинают появляться в России.

Мода на кольца с бриллиантами пришла при Екатерине II. Ниже на фото - пример кольца XVIII века. Вы можете заметить, что бриллианты обладают четкими гранями. Теперь посмотрим на оправу камней. Они окружены ею, а не укреплены зубцами, как сегодня.

Кольца XVIII века часто бывают поврежденными. Драгоценный камень по бокам и снизу был окружен золотой фольгой.

Сегодня камни укрепляют так, чтобы через них проходил свет, и они выглядели еще более прекрасными.

Перстни-печатки тоже из моды не выходят. Ниже - ряд перстней XVIII-XIX века.

В XIX веке ювелирные мастера Российской империи с успехом применяли для создания колец такие технологии, как чернь, зернь, эмаль, скань (или филигрань), чеканка, резьба и позолота. Широко использовались бриллианты, сапфиры, рубины и изумруды. Кроме того, камней для перстней стало больше: ценились желтые и розовые топазы, шпинели, аквамарины, кораллы. К любимым камням относились карнеол и сердолик. В качестве исходного материала использовались также нефрит, лазурит, малахит, яшма, агат.

После революции 1917 года спрос на перстни в России сильно упал, да и самих «предметов роскоши» производилось на несколько порядков меньше.

Обручальные кольца

Точно сказать, когда появились обручальные кольца на Руси, сложно. Мнения историков разнятся. Ко-то утверждает, что славяне обменивались кольцами и при язычестве, кто-то указывает на то, что только в IX веке на Русь пришли византийские традиции - в частности, и по вручению помолвочного кольца невесте. В день помолвки (рукобитья, сговора) жених дарил невесте кольцо и подарки.

Старинное помолвочное кольцо можно опознать по форме. Чаще всего она неидеальна, с утолщениями, заметными отклонениями. Это связано с несовершенством ювелирных техник. Встречаются древние помолвочные кольца, сплетенные из двух кусочков золотой проволоки, обернуты вокруг друг друга. Помолвочные кольца носили женщины, поэтому их еще можно отличить и по размеру - чаще всего у женщин пальцы тоньше, чем у мужчин.

Официальные обручальные кольца - и для мужчин, и для женщин появились в России только при Екатерине Великой, в 1755 году. В это время церковь, а точнее - Святейший Синод - утвердил обряд обмена кольцами, соединив два ранее существовавших обряда - помолвку (обручение) и венчание.

Жених покупал кольца и в день венчания отдавал их свидетелю, который передавал их священнику. Иногда обручальное кольцо посылали невесте перед венчанием вместе с фатой, венчальными свечами и восковыми цветами. Однако со времен помолвки до наших дней за кольцами супругов сохранилось и название - обручальные. Так происходило в православной России до 1917 года.

Так что, в итоге, можно сделать вывод, что обручальные кольца с 1800 по 1900 гг можно определить по клейму мастера со внутренней стороны кольца и по пробе золота в золотниках. Обычно это двузначное число, к примеру - 56.

После 1917 года «обряд венчания и обручения» был перенесен из храма под своды зала актов гражданского состояния (ЗАГС) . Остался обряда остался обычай надевать обручальное кольцо на безымянный палец правой руки. Кольца начали производить на ювелирных фабриках, соответственно, ставилось клеймо фабрики и проба золота на кольце.

С 1927 года в СССР на кольцах и вообще всех изделиях из золота, стала ставиться маркировка согласно метрической системе. Число пробы имело цифру от 0 до 1000 и демонстрировало наличие золота в сплаве. Поэтому золотые обручальные кольца с 1927 года легко отличить.

Также в СССР не придавалось значения, из какого материала были кольца и вообще не было требований к их форме.

Поэтому правильной формы обручалки из простых металлов - меди, железа и разных сплавов типа латуни, бронзы - это как раз те самые, времен СССР. Обратите внимание, что заметна заводская обработка колец. Более ранние варианты (крестьянские, дореволюционные, XIX век) были коваными и чаще всего полукруглыми в сечении.

Конечно, большинство колец было гладкими как дань традиции (считалось, что чем кольцо более гладкое, тем более гладкой будет семейная жизнь). Но традиции стали забываться. На «обручалках» стали появляться узоры. Особенно мода на узоры была актуальная ближе к 70-80 гг XX века. Кольца стали массивными, чтобы на них была видна гравировка. Вообще обручальные кольца «позднего СССР» легко узнать по массе и ширине.

После перестройки еще пару лет сохранялась традиция покупать тяжелые, широкие «обручалки». Но далее - уже к концу 90-х, когда покупательская способность населения резко упала, колечки становились все тоньше.

Так, современные обручальные кольца тоже весьма легко узнать: они очень тонкие, и часто бывают из золота 585 пробы и даже ниже.

Кстати, есть у меня наблюдение, что в наше время (примерно с 2010 года и далее), брачующиеся вообще выбирают серебряный вариант обручального кольца. Часто покупают его в церкви, такие кольца легко опознать по надписи «спаси и сохрани», выполненной шрифтом, стилизованным под древнерусский.

Итог

Я не эксперт по ювелирным изделиям, но думаю, история золотых колец и мои наблюдения помогут вам определить, старинное перед вами кольцо или нет. Скажу лишь, что некоторые древние кольца могут быть в очень хорошем сохране (особенно, если они золотые) и могут выглядеть, как новые. А современные кольца могут выглядеть ужасно, но это не указывает на то, что они старые. Очень сложно определить разницу.