Рецепты        12.03.2023   

Ребенок 5 лет ничего не хочет делать. Почему ребёнок не слушается и что с этим делать? Если «ничего не помогает» и ребенок не хочет заниматься…

Здравствуйте, посоветуйте пожалуйста, моей дочери 6 лет, ходит в садик, но заниматься на отрез отказывается, замыкается в себе когда начинаешь с ней разговаривать, говорит боится, а чего или кого не объясняет. нам на следующий год в школу, наши сверстники в садике уже даже пишут сами, а мы даже половина алфавита не можем выучить, вроде занимаемся через минуту это же спрошу она уже забыла и начинает реветь!! что делать даже не знаю!! в школе в 1 классе такие требования!!!

Здравствуйте Ирина. По вашему письму видно что вас очень тревожит данная ситуация. Ваша тревога несомненно передается ребенку, одна фраза "в школе в 1 классе такие требования!!!" уже нагнетает страх и ужас. Возможно она слышала ваш разговор с кем-то из взрослых о том как вас это беспокоит и у нее появился страх и неуверенность, что она не справиться, тем более что это постоянно подтверждается вашими постоянными проверками, как она усвоила материал, и затем вашим разочарованием. Вам нужно отпустить ситуацию, перестать "заниматься" с ребенком пусть она немного успокоится, и в последствии обучать ее в игровой форме, чтобы у дочки у самой появилось желание что-то узнавать. Учить алфавит невероятно скучно когда это надо, а в форме игры дети все запоминают очень быстро. Не нужно критиковать ее за то что не получается, иначе мотивацию к обучению убьете совсем, но нужно хвалить за то что получается. Поддерживайте свою дочку, говорите что вы уверены что у нее все получиться, что вы ее любите и принимаете такой какая он есть, что в школе будет очень интересно, весело, что там она многому научится и много узнает.

Желаю удачи.

Болдеева Наталия Анатольевна, психолог г. Воронеж

Хороший ответ 1 Плохой ответ 3

Ирина, здравствуйте.

Очень видна Ваша тревога по поводу первого класса, она настолько мощная, что Вы транслируете ее дочери и параллельно давите на нее.

"Занятия" с детьми дошкольного возраста должны проходить легко и в игровой форме, без принуждения. А Вы, готовя ее к школьной жизни, сделали из этого обязанность и получили естественное сопротивление.

Сравнение с другими детьми бессмысленно и нерезультативно, скорость и темп развития у всех разный, особенности темперамента и характера тоже. Ваша девочка индивидуальна и подход к ней нужен индивидуальный тоже. Если Вы не перестанете давить на нее- в школе проблемы только усугубятся.

Ирина, я многое могу сказать о дошкольном возрасте и о том, как нужно строить взаимодействие и подготавливать ребенка к школе, но просто текста не будет достаточно. Нужно разобрать конкретно Ваши ошибки и заблуждения. Если Вам это нужно - обращайтесь на скайп- консультацию, я постараюсь Вам помочь.

Не торопите дочку, не подгоняйте постоянно, часто за этими родительскими действиями скрывается их страх показаться "плохими" родителями, "у других-то дети уже читают.." Не попадайтесь в эту ловушку.

С уважением,

Трофимова Юлия, психолог г. Электросталь,консультирование по skype

Хороший ответ 0 Плохой ответ 3

Уважаемая Ирина!

Родители детей дошкольного возраста довольно часто обращаются к психологам с проблемой нежелания своих детей учиться, страхов , связанных с будущими школьными проблемами. И в каждом случае приходится детально разбираться с причинами заявленных проблем.

А причины могут быть связаны как с незрелостью психики, которые чаще всего связаны с проблемными (тяжёлыми) родами, так и с дефектами воспитания. В большинстве случаев присутствуют оба фактора, которые усугубляют проблему.

То, что Ваш ребёнок не запоминает буквы, может быть связано с дефицитом (нарушением) внимания. В этом случае малыш просто не способен сосредоточиться, чтобы что-то запомнить. Такие дети часто способны сосредоточиться только на 5-10 минут, поэтому с ними надо заниматься недолго, давать возможность отвлечься, а потом продолжить тему.

Если ребёнка критиковать, сравнивать с другими детьми, укорять за бестолковость, плохую память, показывать свою сильную тревогу за неуспешность обучения ребёнка, то у чувствительного ребёнка могут появиться чувство вины, страхи , что у него никогда ничего не получится, что он плохой.

В таких случаях они боятся идти в школу, потому что ожидают наказания со стороны учителя, осмеяния сверстников. Из-за переживаний и страхов у таких детей ещё более усиливается тревожность и дефицит внимания.

Иногда дети не хотят идти в школу, учить буквы из-за сильной гиперопеки родителей. Если к 6 годам за них всё привычно делают родители, у ребёнка развивается выученная беспомощность, у него преобладают игровые интересы, и ему совершенно неинтересны любые обучающие занятия. И даже игровая форма занятий им быстро надоедает.

В Вашем случае я бы порекомендовала протестировать ребёнка на выявление нарушения внимания у психолога . К тому же очень важно помочь ребёнку преодолеть страхи, которые усиливают нарушение внимания. Кроме того, если у ребёнка выявлено нарушение внимания, то его следует пролечить медикаментозно у невролога, иначе возможны серьёзные проблемы с обучением и успешностью в дальнейшем.

Желаю успехов!

Римма Дюсметова, член Европейской Ассоциации Психотерапевтов Челябинск

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Здравствуйте.Ирина.Я думаю,что Вы уже в более ранние годы пережали,передавили ребенка в части его научения и соответствия социальным нормам.А это делается всегда методом пристыжения и сравнивания с другими детьми.Поэтому,Вы уже воспитали ребенка чрезмерно стыдливым и тщеславным.Дочка настолько устала от стыда и критики,что ей лучше заполнять время молчанием и незнанием,чем туго двигаться вперед и слышать очередное недовольство мамы о ее несовершенстве.Таким образом,развивается бессознательный симптом псевдо тупости.Зная заранее,что ребенок хуже всех-он начинает усиленно застревать,что бы соответствовать навешенному на него негативному ярлыку.Осознание,что ребенок застрял на букве,ведет его не к стремлению научиться новому знанию,а стремлению спрятать незнание и отвлечься.Ребенку становится выгодно не учиться знаниям,а избегать знания,так как учиться-это быть опозоренным.Ваша дочка уже выработала острое тщеславие.И

Вы приобрели море увлекательных красочных пособий для развития ребенка, купили дорогостоящие комплекты карточек, вооружились сборниками готовых занятий для проведения тематических недель, составили собственный план занятий для малыша, но ребенок не хочет заниматься , встречает все ваши предложения без энтузиазма, а ваш план в который раз остается только на бумаге. Что делать?

Что делать если ребенок не хочет заниматься

Планируйте с учетом особенностей детской психики

«Вот было бы здорово провести с утра все занятия:

  • почитать,
  • порисовать,
  • повторить цифры,
  • выполнить задания по подготовке руки к письму…».

И не мечтайте! Кроха еще не способен к слишком длительной концентрации внимания на выполнении однотипных заданий и не может часами сидеть за столом или заниматься одним видом деятельности. Выход есть – попробуйте чередовать разнохарактерные занятия – с утра ограничьтесь небольшим 10-15-минутным блоком усердных занятий, а потом уделите время или на прогулке. После перекуса вернитесь к спокойным играм или займитесь с ребенком творчеством и т.д.

Во время занятия внимательно наблюдайте за ребенком, и если заметили, что он стал отвлекаться, начал капризничать или баловаться, прекращайте занятие.

Качество имеет значение

К сожалению, сегодня покупка дидактических материалов и игрушек в магазине еще не является гарантией их качества. В тоже время игрушки и пособия, сделанные с учетом особенностей развития ребенка в раннем возрасте, скорее вызовут интерес крохи, чем сделанные на скорую руку тетрадки с заданиями или игрушки из некачественных материалов.

Не знаете, как выбирать качественные материалы для занятий с ребенком? Загляните или задайте вопрос в комментариях. Попробуйте – это не сложно, но, будьте уверены, и разрезные картинки, лото, лабиринты, шнуровки, игрушки с застежками, трафареты не останутся без внимания вашего малыша.

«Мы маленькие дети, нам хочется гулять!»

Откажитесь от идеи школьного «урока». Ребенка раннего возраста и дошколенка можно научить чему-либо только в игре. Помните об этом, когда подбираете материалы и задания для ваших игр. Используйте игровой контекст, позовите на помощь любимую игрушку малыша или придумайте сказку с игровыми заданиями.

Дело привычки

Наличие определенного места и времени для развивающих игр пойдет только на пользу регулярности ваших занятий. Если малыш:

  • может самостоятельно брать с полок игрушки и пособия,
  • у него есть удобный стол и стульчик для занятий творчеством,
  • есть, где развернуться во время игр с конструктором и кубиками,

он чаще будет сам инициировать такие занятия. А привычный режим дня, в котором есть время и для , и для знакомства с цифрами, и для танцев, и для , сделает естественным переход от одного вида игр к другому.

Похвалы много не бывает

Возможно, вы и сами не заметили, как когда-то слишком резко или критично высказались о работе своего малыша, одернули или, наоборот, поторопили его. Лучшее лекарство от «нелюбви к занятиям» по этой неприятной причине – похвала. Применять часто и в любых количествах, но только по поводу!

Не хвалите ребенка просто так — «молодец», «умница», малыш очень скоро почувствует, что за этими словами ничего не стоит. Постарайтесь найти какие-то конкретные вещи в процессе его работы или ее результате и упомяните о них. Например, вы можете выразить восхищение усидчивостью малыша, его настойчивостью, ровностью линий на его рисунке.

Маленький повторюшка

Самый простой, но от этого не менее действенный способ заинтересовать ребенка занятиями – начать делать его самой. Чуть преувеличенно заинтересованный вид, и через пару минут кроха захочет узнать, чем же вы так увлеклись, и постарается к вам присоединиться.

Если «ничего не помогает» и ребенок не хочет заниматься…

Бывает, что несмотря на всю вашу фантазию и старания, ребенка никак не удается заинтересовать той или иной игрой. Может быть, это занятие малышу не по возрасту, или он просто сейчас увлечен чем-то другим, или ему вообще не нравится такой тип заданий. Отложите это занятие, придумайте что-то соответствующее интересам и предпочтениям крохи и занимайтесь с удовольствием.

А знаете ли Вы, что на тренинге «Система развития ребенка дома от А до Я» я буквально за руку веду каждую участницу к результату? Вы просто не сможете не создать свою систему занятий с ребенком, которые будут не только увлекательными для ребенка и для вас, но и ориентированными на актуальные задачи его развития. Подробности

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://сайт), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

    Добрый день. Вышеприведенные рекомендации хороши для малышей. А что делать, если учиться не хочет первоклассник? Программа в школе просто ошеломляет- через 2 месяца после начала учебы дети должны писать прописными буквами целые предложения и решать примеры с переходом через десяток…. Поистине «нынче в школе первый класс вроде института…» Оценок не ставят, учительница говорит детям- домашнее задание кто хочет- делайте. кто не хочет- можете не делать. Угадайте, сколько желающих среди детей делать задание? В общем, родители в шоке, дети дома писать не хотят, в школе не успевают, учительница заставлять не разрешает. а уговорами не выходит. И что делать??? Ждать, пока ребенок останется на второй год? Хотя в 1 классе на второй год не оставляют, но тем не менее, за год накопится столько несделанного и непонятого, что ребенок второй класс может просто элементарно не потянуть. Что посоветуете?

    Спасибо за ответ. Но ситуация действительно меня очень беспокоит- у внучки вся тетрадь исписана красными пометками, последняя из которых»Безобразие!». Оценок им не ставят, но такая пометка равноценна двойке. Занималась я с ней с полутора лет. У меня огромное количество развивающих материалов. Заниматься со мной ей раньше очень нравилось. Мы играли и в школу (высаживая всех ее кукол на кровать и «вызывая» их к доске)и в «поиски клада», и в «восстановление волшебной книги заклинаний»- прописи…Были занятия и с карточками, разрезным материалом на память, внимание, логику, счет и др. Мы делали поделки из бумаги, пластилина, природного материала. Для того, чтобы она привыкала работать в группе детей, а не только со мной, три года водила ее в центр «Семья» дважды в неделю. Занятия там проходили без родителей, группа детей человек 7-10. Было по два занятия- музыка и лепка-конструирование. Потом они просто играли, там куча игрушек, большая комната, специально оборудованная для игр. Там ей тоже очень нравилось и вела она себя нормально. Хотя преподаватель большую часть работы делала за детей сама- давала уже вырезанные части, приклеивала, раскрашивала. Короче говоря, самостоятельности было мало, но моя цель была приучить работать в коллективе и с другой учительницей, т.к. в сад Оля не ходила никогда. Я сама по образованию учительница, 5 лет вела в школе химию, потом 5 лет работала воспитателем в садике, няней в семьях и, когда Оля родилась,мы решили не отдавать ее в сад. И ребенок практически не болел и в развитии она получила намного больше любого садовского ребенка. Она в 5 лет уже отлично читала, на уровне взрослого человека, предложениями, быстро, с интонациями, знала состав числа до 10, в уме решала примеры на сложение и вычитание в пределах 10. У нее хорошо работает память, внимание (когда она этого хочет и не отвлекается), она рисует целыми сюжетами, короче говоря, чужие люди сразу отмечают, что ребенок хорошо развит.Но прописным буквам я ее не учила, т.к. дочка воспротивилась, мол, не рекомендуют учить до школы. Моторика у нее хорошая. мышцы руки крепкие, рисовать она может часами и не уставать. Но рисует то, что ей интересно. Раскрашивает, правда, неаккуратно, старается быстрее-скорее, как я говорю- «метет веником». И бороться с этим бесполезно. Она очень подвижная, энергия просто бьет через край, поэтому долго сидеть на одном месте, особенно если ей неинтересно, она не может. В школе за ответы дают вырезанные из бумаги листики, 10 листиков меняют на маленькую наклейку со словом «молодец». Она говорит- «А мне не нужны ни листики, ни наклейки», У меня лучше есть. И действительно, я покупала наклейки с пятерками, пятерками с плюсом и мы после выполнения заданий клеили их внизу, обсуждая с ней, на что она сегодня наработала. В школе она часто просто не слушает учительницу, хотя сидит на первой парте. Темпы занятий, как я уже писала, просто поражают- дети через два месяца после начала занятий в прописях уже пишут предложения, тетрадь разлинована вообще без наклонных линий, тренировки в написании отдельных букв и цифр до этого практически не было- сразу пошли слоги- соединения, через неделю- целые слова и предложения. В букваре тоже отдельных букв не учили, уже на 40 странице пошли тексты. Ей-то читать нет проблем, но другие родители просто стонут, что дети не успевают. И с такой линией поведения учительницы и школьного психолога- «не заставлять, хочешь- делай, хочешь- нет» — дети просто категорически отказываются заниматься дома- «нам не задавали». А школьной тренировки просто элементарно не хватает, чтобы за 35 минут урока все понять и успеть. Это же дети, а не роботы.
    Так что, из приведенных Вами в статье рекомендаций я использовала практически все, но это было до школы. Да, это нам помогало, работало. Но что делать теперь- я просто не представляю. С Олей стала заниматься мама со времени начала учебы в школе. Но мама сидит на диване за спиной Оли, уткнувшись в компьютер и считает, что Оля должна все делать сама. А Оля, видимо, считает, что тяп-ляп- сойдет и так. Мама не требует качества выполнения работы, для ускорения процесса она просто сама пишет карандашом и Оля быстрее- скорее обводит буквы и цифры. В школе ей карандашом никто не пишет, буквы и цифры «пляшут», как хотят, половина пропущено того, что нужно было списать с доски… А потом появляются вот такие «оценки», что еще больше отбивает у нее желание писать. Вот такая ситуация и как ее исправить- я не знаю. Я три года веду занятия в интернете, высылаю готовые уроки и мамы просто в восторге от них. Дети их занимаются с удовольствием и с хорошими результатами. А с собственным ребенком справиться теперь не могу….
    Короче говоря

    1. Марина, Здравствуйте.
      Для того чтобы ребенок начал учить себя писать, нужна мотивация, так же как и для выполнения других заданий.(не знаю кругозор вашего ребенка) можно показать как красиво писала бабушка, или вы сами, какие -нибудь старинные открытки, можно рассказать, что даже мальчики писали девочкам стихи, а кто не умел скорее учился, чтобы понравиться девочке, а девочка должна уметь ответить, т.е. надо придумать мотив для учебы. В классе ей просто скучно и неинтересно, тем более, что вся наша педагогика вывернута с ног на голову, посмотрите хоть знаменитые ЗУНы — ведь все как раз наоборот. Время, когда было интересно писать, вы упустили, но не упустили время, когда надо читать, поэтому ей сейчас вдвойне скучно, у вас рос свободный ребенок, а вы вдруг втиснули его с систему, которая все еще изобретает велосипед, ведь ни задания,ни оценки ей действительно не нужны, сейчас многие переходят на домашнее обучение есть разные варианты., В 9 лет изменится в очередной раз взаимоотношения с окружающим миром, потом в 12, можно попробовать влиться в урочную систему. Только надо ли? Спросите у ребенка, в какой школе она стала бы учиться со старанием, это важно, и возможно подскажет вам мотив. То чему ее пытаются научить, она либо умеет, либо не видит в этом смысла, особенно много проблем я вижу в обучении математике, а письмо и чтение, просто идут с большим опозданием — центр чтения активируется в 4 года, ребенок может и хочет читать, а писать он пробует еще раньше, осваивая буквы. Что же вы хотите, чтобы она вместо необходимых мозгу и душе занятий и развития, начала заниматься тем, что давно заложено и переработано, да еще и проявлять усердие. Это проблема многих талантливых детей. а педагоги не знают, что им делать, хотя единственное решение — индивидуальные задания ПО УРОВНЮ ЕЕ развития. А в классе 20 детей и педагог просто не справляется.Поэтому многие пытаются или школы какие-то открывать или на самостоятельное обучение переходить, сразу освободится куча времени для жизни и развития по интересам (ведь дома можно не просто диктанты писать, а сочинять сказки, например.), можно успеть научиться музыке и танцам, плаванию и фехтованию, да вообще спросите у ребенка, что ей интересно, идите туда и работайте вместе с теми педагогами, которые ей нравятся, а те кого она не воспринимает, ничему ее не научат (дети ведь чувствуют и иногда наотрез отказываются даже идти к таким учителям). Поверьте, у них есть для этого основания. Они сейчас намного круче своих родителей…

      1. Светлана, спасибо за ответ. Домашнее обучение- это хороший вариант, но его используют очень немногие школы пока. А мы живем в поселке, на окраине Самары. Здесь домашнее обучение признается только по медицинским показаниям. В поселке четыре школы, наша считается почти лучшей. Мы к ней по прописке не относимся, выбрали именно потому. что она считается сильной. В классе не 20, а 32 человека, естественно, учительница просто не в состоянии уделить время каждому. Плюс она еще и завуч школы- там тоже нагрузка неслабая. Возить в школу куда-то в город у нас просто нет возможности. Она и так с трудом встает в 7 утра, в 8 уже уроки начинаются. Транспорт утром забит, так что, этот вариант отпадает. Насчет мотивации- где-то год назад я начинала заниматься с ней по прописям. Но это были прописи еще моего детства- в косую клеточку. Я купила ей книжку про злую волшебницу Злюню, как она заколдовала добрых феечек, это была ее любимая книга. На базе этой книги я придумала историю, что когда-то волшебная книга Злюни упала в лужу, все добрые заклинания смылись водой и нужно ей помочь снова написать эту книгу, чтобы она стала доброй. Месяца три это работало, она писала прописи. Но потом дочке кто-то сказал, что учителя не рекомендуют учить писать до школы, т.к. разное написание букв, приходится переучивать и т.д. И она стала запрещать нам писать эти прописи. Короче говоря, в последний год перед школой из-за отношения дочки наши с внучкой занятия практически прекратились. Хотя многому я ее успела научить раньше- читать, считать, логика, память и т.д. Дочка считает, что внучка должна быть «как все» и, мол, нечего делать из ребенка вундеркинда. Вундеркинда я и не стремилась делать, занимались тем, что ей нравилось. Но вот с письмом получилась такая ситуация. Да, ей неинтересно в школе, она не видит, ЗАЧЕМ нужно стремиться получать листики и наклейки, которые ей не нужны. Дочка считает, что не нужно акцентировать внимание на аккуратности написания букв- как смогла, так и написала. Но я знаю, что она может намного лучше, если постарается. А вот стараться-то как раз она и не хочет. Еще проблема- у них шестыми уроками идут кружки и классная сказала, что посещение желательно для всех детей. Кружок «Самоделкин» ведет женщина предпенсионного возраста, внучка ее просто терпеть не может, поэтому и не хочет ходить на ее уроки. А причина довольно глупая- учительница похожа на вахтершу, которая в начале сентября отругала Олю. Честно говоря, не по делу. Она не стала завтракать дома и я, проходя мимо школы, принесла ей ватрушку и сок. Вахтерша увидела и, когда я ушла, стала ругать ее, мол, нечего здесь кушать, крошки сорить, надо было дома кушать и т.д. Ну вот во что это вылилось- раз учительница похожа на вахтершу, то я ходить на уроки не буду. Как она выразилась:Я всем сердцем ненавижу этого Самоделкина». Я уговорила-таки один раз сходить на этот урок- может, тебе понравится. У нас была такая история с фитнесом- она категорически отказывалась на него оставаться, но раз пошла и понравилось. Ну вот, она пришла на урок и говорит- «А я не хочу делать этот цыеток»- делали что-то типа кувшинки. Я пришла за ней, смотрю, у других детей сделано, у нее ничего практически нет. Дома мы с ней сделали три разных варианта объемной кувшинки, ей очень понравилось, она даже сказала, «Я поняла, это- мой талант. Когда я вырасту- буду делать цветы». Одну из кувшинок она подарила классной руководительнице. Но пошла на следующего Самоделкина- и все началось сначала…. Я так понимаю, что учительница даже не пытается заинтересовать своим предметом, поделки скучные, детям неинтересно, а ей все равно- делают они или просто сидят. Но я же не могу сидеть у Оли под партой и заинтересовывать ее уроком. Вы правы- система образования не то что даже поставлена с ног на голову- это вообще просто тихий ужас, что сейчас творится с образованием. Вырастают абсолютно безграмотные люди, любой диплом покупается, многим специалистам — грош цена с такими дипломами. И о какой мотивации можно говорить, если дети, кто еле- еле переползал из класса в класс, но зато его родители имеют хорошие связи, получили хорошую работу и зарплату, а школьные отличники «без связей» торгуют в ларьках или выполняют какую-то подобную, совершенно неинтересную и неквалифицированную работу…У меня соседская девочка, которая, наверное, даже «жи-ши» с ошибками писала, в этом году поступила в московский институт. На платное отделение, конечно, но вот цена и сущность нашего образования. Так что, о какой мотивации к учебе можно говорить, когда вокруг такое творится?

Вопрос «когда начинать подготовительные занятия к школе» мучает большинство родителей. Психологи дают на него исчерпывающий ответ: когда ребенок будет готов. Главное, что нужно помнить - нельзя вызывать негативные ассоциации с учебным процессом. Как построить обучение малыша, чтобы и юному ученику и родителям было комфортно? Об этом и будет наша статья.

Почему ребенок не хочет заниматься подготовкой к школе?

Психологи и родители выделяют три основных причин, почему ребенок не хочет заниматься подготовкой к школе:

  • Не пришло время . Ребенок психологически не готов к занятиям. Если в этот период родители настоят на своем и начнут принуждать учиться, то это вызовет лишь протест. Карточки, книжки и прочие атрибуты превратятся во врагов. Впоследствии изменить отношение ребенка будет крайне сложно.
  • Неверно выбранная форма занятий . Многие детки к 6 годам еще не наигрались. Им не хочется тратить время на скучные занятия. Поэтому есть смысл подстроиться под ребенка и выбирать такие методы обучения, чтобы вызвать у него интерес.
  • Психологическая травма . И родители, и психологи приводят много примеров, когда ребенок после нескольких занятий перестает проявлять интерес и все упорнее отказывается посещать уроки в развивающем центре или подготовительные курсы в школе. Что-то не получается и он чувствует себя хуже других, от этого появляется нежелание продолжать.
  • Правильно выбранное время для занятий

Понаблюдайте за ребенком, когда он более расположен получать знания. Некоторые дети более активны с утра, некоторые, наоборот, вечером охотнее занимаются, играют. Можно попробовать позаниматься сначала до обеда, на следующий день после обеда и посмотреть, когда ребенок лучше справляется. Также следует учитывать общее состояние ребенка, может, он себя неважно чувствует или же его что-то беспокоит.

  • Учеба как ритуал

Наша жизнь состоит из ритуалов: чистить зубы, мыть руки перед едой и прочее, учебный процесс также должен стать ее неотъемлемой частью. Тогда ребенок будет знать, что это хорошо и правильно, что учеба приносит пользу. Ведь мама ничего плохого ему не желает, что она заботится о нем и его будущем. Также как мы моем руки, чтобы не заболеть, мы учимся, чтобы быть успешными.

  • Последовательность имеет значение

Начинайте с простого, постепенно усложняя задачи. Ведь, если сразу справился хорошо, появляется желание закрепить успех и еще одну задачу сделать на отлично. Таким образом, не формируется комплекс неудачника.

Ребенок, окрыленный успехами, хочет снова и снова пробовать свои силы.

  • Кнут или пряник, что выбрать?

Нужно ли поощрять за успехи и наказывать за лень, или же не стоит акцентировать внимание на неудачах? В таком раннем возрасте не рекомендуется наказывать, принуждать или же «шантажировать». Пряник, безусловно, нужен. Нужна награда. Ведь малыш не понимает пока, какая ему польза от не очень веселых, и порой, нежеланных уроков. А небольшое вознаграждение за работу его порадует. Лучше, если это будет также связано с его обучением. Например: можно отправиться в зоопарк или же попрыгать на батутах, покататься с горки на санках зимой и многое другое.

  • Занятия как лучшая привычка

Так же, как мы приучаем младенца постепенно в одно и то же время, стоит приучать учиться. Наше тело запоминает определенную последовательность действий. И через какое-то время начинает напоминать о них. Так, привыкшие заниматься спортом, начинают себя плохо чувствовать без тренировок. И мозг ребенка со временем адаптируется и будет требовать знаний.

  • Проводим мини-уроки на прогулке

Наиболее эффективная форма занятий, малыш всем интересуется, рассматривает деревья и птичек, лучше запоминает информацию. Расскажите, почему дерево летом зеленое, а зимой голое, посчитайте веточки, обратите внимание, сколько крылышек у птички или спойте вместе с ними песенку. Вспомните, кто живет в лесу, а какие животные живут дома.

  • Подбираем учебный материал

Также очень важный аспект – от правильного выбора зависит энтузиазм ученика. Не каждая книжка вызывает .

Не в любой тетрадке захочется рисовать. Попробуйте зайти с ребенком в магазин, предложите ему самому выбрать. Пусть он почувствует себя взрослым, поймет, что его мнение и решение важны для вас. Тогда он пойдет навстречу. Пусть в первый раз он выберет то, что интересно ему, пусть это будут яркие раскраски, буквари с красочными рисунками, пропись со звездными войнами. Впоследствии вы сможете их дополнить более содержательными пособиями и карточками.

  • Учимся на примерах

Обратите внимание, что дети очень быстро запоминают то, что говорят или делают родители, не обращаясь к ребенку. Просто: дела по дому или же телефонный разговор мамы с подругой. Пусть ребенок видит, что мама или папа тоже учится, читает книги, решает примеры, разгадывает кроссворды.

Ведь то, что делают взрослые всегда интереснее, чем детские занятия.

  • Всегда положительные эмоции

Малыш должен быть уверен, что его любят не за то, что он занимается. Он сам по себе достоин восхищения. А интересные знания и радость от выполненной задачи это просто здорово, а не потому, что «мама велела».

  • Попросите о помощи

Если же вам кажется, что у ребенка какие-то трудности, обратитесь к психологу. Пообщавшись с малышом и выполнив вместе несколько несложных тестов, специалист разъяснить ситуацию. Либо развеет все ваши сомнения, либо предложит программу занятий, чтобы скорректировать имеющиеся проблемы.

Вот основные советы, которые рекомендуют психологи. Но в любом случае нельзя возлагать на ребенка реализацию родительских амбиций. Детская душа ранима и заслуживает крайне бережного отношения. Спрашивайте своего ребенка, разговаривайте с ним, слушайте его.

Ребенок с самого раннего возраста должен чувствовать защиту и поддержку со стороны родителей. Он хочет знать, чтобы не случилось, вы будете на его стороне и не дадите в обиду.

Не слушайте родственников и доброжелателей, которые твердят, что ребенок должен знать и уметь, как должен себя вести и какими достоинствами обладать. Ваш ребенок - самое лучшее и дорогое существо.

Единственная задача родителей - сделать его счастливым.

Ольга Красникова психолог

Частая жалоба родителей «Он не хочет (делать уроки, ходить на кружок, заниматься спортом и т.п.)» в течение учебного года обычно решается давлением («надо»). Летом же причин давить вроде бы нет, а «Он ничего не хочет» приобретает новое значение: не хочет читать, рисовать, гулять... Психологи считают, что, заставляя ребенка, родители не дают развиться его внутренней мотивации. Вот как это обычно происходит.

Способ первый: «надо» вместо «хочу»

Отбить желание «чего-либо хотеть» можно уже в самом раннем возрасте. Например, все время пренебрегая собственными желаниями, родители не показывают ребенку, как это — «хотеть». Родители могут руководствоваться принципом: «Что значит „хочу или не хочу“? Есть слово „надо!“». Знакома вам такая житейская установка? Или: «Нет, нет, спасибо, я ничего не хочу...» Часто родители, которые так относятся к своим желаниям, желания своего чада тоже игнорируют.

Способ второй: убить мотивацию

Еще один способ отбить желание — ребенок чего-нибудь хочет, а его за это ругают или наказывают. Малыш захотел нарисовать на стене, нарисовал — а на него за это кричали, его унижали, а потом еще полгода вспоминали об этой провинности... В следующий раз, когда ему захочется что-то сделать, он вспомнит ту ситуацию и сдержит свои желания.

Случается, ребенок очень хочет чего-то, а его желания упорно игнорируются. Например, он хочет, чтобы у него получалось красиво, аккуратно рисовать или раскрашивать — но рука еще не слушается. А родителям неохота с ним заниматься. Там, где малыш мог бы с помощью взрослых расширять свою зону развития, он остается один. Самостоятельно, без посторонней помощи ребенок не может научиться чему-то сложному. И тогда он отказывается сначала от этой, а потом и от другой деятельности. Ведь для того, чтобы продолжать хотеть чем-то заниматься, нужно иметь опыт успеха.

Родители нередко жалуются: давишь на него — он делает, не давишь — не делает. К сожалению, это может означать, что «хочу» уже «сломалось». И у взрослых людей так часто бывает. «Никак не могу себя заставить!» — сетуют они. Некоторые искренне удивляются: «А что, разве бывает так, что хочется работать не через силу?» В норме только так и должно быть. В норме мотивация у человека не внешняя, а внутренняя. «Руки чешутся», хотя никто не заставляет. Разумеется, это не значит, что человек не должен прилагать никаких усилий! Но он не насилует себя, не надрывается, не чувствует себя жертвой обстоятельств.

Посмотрите на маленьких детей. Это же вечные двигатели, их не остановить! У них огромный запас внутренней мотивации. Другое дело, что мы, взрослые, с этими двигателями делаем, как к этой кипучей деятельности относимся.

С ребенком нужно все время быть рядом, следить за ним, помогать ему. А нам не хочется, мы устали, у нас и своих дел хватает. И вот уже ребенок слышит: «Сядь!», «Не шуми!», «Не лезь!», «Остановись!», «Прекрати!», «У меня от тебя голова болит!», «Ты меня совсем замучил!». Какому ребенку приятно быть «папиной головной болью» и «маминым мучителем»? И он начинает сдерживать свои желания, и вот уже он никому не мешает — целый день тихо сидит у телевизора или сражается в компьютерной игре. Только мама с папой отчего-то опять недовольны: «Почему ты ничем не интересуешься, ничего не хочешь? Сходил бы куда-нибудь, сделал бы что-нибудь...»

Способ третий: желания родителей сильнее

«Не хочу» ребенка бывает связано еще и с тем, что родители порой хотят для него чего-то больше, чем он сам. Например: «Я мечтаю, чтобы мой сын играл на флейте!» или «Если дочь не выучит английский, я себе этого не прощу!». Ребенок чувствует, что в этой области жизни родители «уязвимы», и может начать ими манипулировать: «Не буду играть на флейте, пока вы...»

А поскольку родители совершают кучу всяких ошибок при воспитании детей, ребенку всегда есть за что им «отомстить». И когда сын или дочь видит, что мама очень хочет чего-то (хотя он на самом деле тоже вроде бы не против), у него появляется шанс наказать маму за то, что она ему когда-то чего-то не разрешила. Это происходит на бессознательном уровне, но все равно ребенок начинает ощущать власть над мамой. Он замечает, как она меняется в лице, и понимает, что с ней сейчас можно делать все что угодно, что она готова пообещать золотые горы за то, что он пойдет куда-то.

А если мама хочет этого чуть меньше, чем сам ребенок, она не поддастся на манипуляции, потому что внутренне готова к тому, что ребенок может и отказаться, ведь, в конце концов, это — его дело...

Вопрос, который родителям стоит задать себе: а почему я-то так хочу, чтобы ребенок непременно делал то или это? На самом деле часто бывает — потому, что я хочу быть Хорошим родителем, а у Хороших дети всегда... Дальше идет стереотип. И в этом вся причина.

Бывает, что ребенок упорно отказывался чем-то заняться, но мама настояла, и он все-таки согласился — и в результате остался доволен. Тогда неплохо бы и спросить: почему же он отказывался? Но нам некогда поговорить с ребенком и разобраться в ситуации. Заставлять проще... Проще?

Заставлять или нет?

Если на все вопросы ребенок односложно отвечает «не знаю» и не хочет объяснять причины, то, возможно, ваш контакт с ним уже нарушен. Обычно дети с удовольствием рассказывают о своих переживаниях. На самом деле им с ними тяжело, им хочется с ними разобраться. А если ребенок закрывается от родителей — значит, не доверяет, скорее всего, где-то на него «передавили».

Ну а потом ребенок привыкает — и без давления и понуканий уже не хочет ничего делать. Он уже чуть ли не просит: «Нажмите, наедьте на меня, тогда я сделаю!». Его приучили к тому, что стимул все время поступает извне, а внутренняя, собственная мотивация у него совершенно не развита.

Кстати, у взрослых эта привычка проявляется, когда они до последнего откладывают то, что нужно сделать, а потом хватаются за работу под давлением сроков и обязательств. Кажется, зачем себе такой «экстрим» устраивать? Неужели раньше нельзя было сделать? Оказывается, нельзя — внутренней мотивации было недостаточно, ждали, когда внешняя подгонит.

Некоторые родители недоумевают: как же ребенка не заставлять, ведь он тогда, как Емеля из сказки, пролежит всю жизнь на печи! Надо же его воспитывать! Парадокс: если ребенка (да и взрослого тоже) все время заставлять — он сделает все, чтобы «лежать на печи», а если не заставлять — есть надежда, что ему вдруг чего-то захочется...

Обсуждение

Честно говоря, статья слишком общая. У человека, который писал статью, мало опыта, по всей видимости. Я учу 4 детей дома уже 15 лет, мы пробовали разные способы учебы и мотивации. У всех есть плюсы и минусы. Вот если бы в статье рассказали, как ребенка мотивировать заниматься, тем, что нужно в любом случае. как развивается сила воли. А то что толку сказать, не заставляйте, ЗДРАСЬТе, а альтернативу дать?

04.01.2017 00:37:31, Жанна

Комментировать статью ""Он ничего не хочет". 3 способа отбить у ребенка желание действовать"

Еще по теме ""Он ничего не хочет". 3 способа отбить у ребенка желание действовать":

Из сада она приходит и ничего делать не хочет, так и заявляет - не хочу. В выходные изредка под настроение может Дело в том, что плохой воспитатель может отбить все желание еще и дома заниматься. Если, к примеру, в саду на ребенка орут за то, что он что-то сделал не так.

Спасибо за идеи, щаз чонить воплотим:)

Когда найдете способ показать ребенку, что решать каждый день по несколько однотипных примеров - это Поэтому, чтобы школа ничего не отбивала желательно найти ребенку хорошую или хотя бы Не видела ни одного ребенка, у которого есть желание мыть посуду.

Ничего она не хочет. Спрашиваю каждый год - ответ ну один кружок с прошлого года и все... Конечно, предмет может быть и трудным, и это может не отбить желание заниматься этим предметом, но только в том случае, если у человека (ребенка) есть цель.

Стали бы Вы прилагать какие-то дополнительные усилия, кроме ЗОЖ и регулярного секса, если после 6 мес без предохранения беременность не наступила?! :/ Ему 43, есть взрослая дочь от первого брака, отношения тёплые, но живёт далеко, хочет сына-наследника... Мне 37, есть два сына-подростка от бывшего мужа, отношения разные, живём дружно все вместе, хочу лапочку-дочку... С одной стороны, я фаталист, и привыкла полагаться на Мать Природу: если М и Ж здоровы, то беременность наступит сама собой, а...

Многие ли родители задаются вопросом о том, для чего нужно учить своих детей? Ответ на этот вопрос не однозначный. А это же один из самых главных вопросов в жизни человека, после которого идут все остальные - чему и как учить, что мы считаем главной целью образовательного процесса? В учебном пособии «Дидактика» И. М. Осмоловской, ведущего научного сотрудника Института теории и истории педагогики РАО, сказано: Т.е. на вопрос о том, для чего учиться, Осмоловская, по сути, отвечает...

Будут так действовать, жалко ребенка. Думаю, что в начальной школе вообще главное - не отбить желание учиться и дать ребенку ощущение своей успешности, а остальное при необходимости легко Практически - ничего не хочет сделать, чтоб исправить ситуацию.

Напишу, давно собираюсь. Это будет о подрощенных приёмных детях с плохим социальным анамнезом. Я почти 8 месяцев назад стала приёмной матерью девочки 6,5 лет. При этом, у меня есть самодельная дочь на 11 месяцев старше. После того, как младшая дочь прожила дома около 2-х месяцев, я поняла, что эти две девочки живут в двух разных мирах. Старшая живёт в мире, где взрослые любят детей и заботятся о них. Младшая живёт в мире, где взрослые в лучшем случае - не обращают на детей внимание, а в...

В момент, когда рухнул мой мир, я собиралась открыть кабинет частной практики: купила подходящую кв на 1 этаже на красной линии, сдала доки на лицензию, заказала оборудование... И самое серьезное - уговорила сестру уволиться, встать на учёт в службе занятости, чтоб пройти бесплатно курс начинающих предпринимателей, принять участие в программе самозанятости безработных и получить грант на открытие своего дела... Планировали, что сестра будет ИП, возьмет мою кв в аренду, наймёт меня врачом...

Ситуевина у нас неприятная приключилась, на днях.. В пятницу шли домой с площадки, из окна 9го этажа, в нас кинули сначала яблоко, которое упало рядом с Дашкой, а затем пакет с водой, который пролетел сантиметрах в десяти, от Тимкиной головки.. Такое уже случалось однажды, пару лет назад, мы тогда не ту квартиру заподозрили.. но это в прошлом.. в этот раз, за пол часа до нас, запустили яйцом в автомобиль, только что припарковавшегося знакомого... ну и собственно я стою смотрю на окна, мне...

Дома дочка заниматься не хочет, каждый раз садимся за домашнее задание, как на каторгку: с истериками и скандалами. Что делать? То ли отбить у ребенка всякое желание заниматься, то ли бросить занятия по подготовке к школе.

сын пошел в 1-ый класс в этом году. учительница говорит что работать на уроке не хочет, ленится, если читать- то нехотя, если писать - то буквы все пляшут... все дети пишут - мой по сторонам глазеет и не работает он сам почти каждый день говорит что в школу идти не хочет, хотя учительница ему нравится, да и мне тоже- не крикливая, спокойная и уравновешенная.

Домашнее задание в школе не делает вообще - сидит по два - три часа на продленке за партой, не играет, не болтает, но и не делает НИЧЕГО. цель научить рбенка "учиться" и не отбить у ребенка " ЖЕЛАНИЕ " учиться, а программу началки можно за пару месяцев пройти...

Не хочет ничего повторять. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского А если вдруг и проснется желание что-то сделать-хватает максим на 5 мин. Другие детки участвуют во многих утренниках, моего не заставишь.

Я хотела третьего ребенка. И хотел муж. Но рисковать жизнью в третий раз не собиралась. У меня так сильно отбили всякое желание выпендриться третий раз подобные картины. Это всего лишь СПОСОБ получить ребенка.

Совершенно невменяемая дочь тогда просто криком орала " Не хочу в школу". Тоже отбили желание учиться. А плюсы в 200 школе для нас сейчас перевешивают Соловейчика (кстати, нет в нем ничего такого уж страшного).

Причин детского непослушания множество, причём в каждом возрасте они свои – то есть в 2 года, 5, 7, 8 или 9 лет ребёнок ведёт себя плохо в силу некоторых определённых факторов. Хотя, конечно, имеются и общие негативные предпосылки, например, вседозволенность.

Вопрос, что делать, когда ребёнок совсем не слушается, не редкость. И оставить ситуацию на самотёк нельзя, ведь нередко плохое поведение принимает крайние формы, когда малыш или практически отбивается от рук. Давайте разбираться.

Перечень ситуаций, когда ребёнок ведёт себя неподобающе, очень много.

Ниже представлены 5 типичных образцов детского непослушания, у каждого из которых имеются свои собственные предпосылки и возрастные рамки:

  1. . Нередко случается так, что после неоднократного предупреждения малыш в два годика вырывается из маминых рук на прогулке, хватается за острые предметы и т.д. Естественно, подобные поступки изматывают.
  2. . На любое мамино требование или просьбу ребёнок отвечает сопротивлением, протестом, . Он не хочет одеваться, садиться за стол, возвращаться с прогулки. Подобное поведение часто встречается у детей 3 лет и даже в 4 года.
  3. Ребёнок мешает окружающим . Даже в 5 лет дети могут вести себя просто невыносимо: кричать и бегать в общественных местах, толкаться и пинаться. В результате матери очень стыдно из-за недовольных взглядов и замечаний окружающих людей. Чаще всего в 7 лет такая проблема полностью исчезает.
  4. . На просьбу взрослых одеться, убраться в комнате дети отвечают молчанием и игнорированием обращённых к ним слов. Подобное поведение особенно характерно в 10 лет и старше, когда начинается подростковый бунт.
  5. . Такие поступки больше характерны для младшего дошкольного возраста. В 4 года дети могут громко требовать настаивать на приобретении дорогой игрушки или какой-либо сладости.

Для решения подобных проблем имеются свои воспитательные приёмы, которые призваны сделать ребёнка более послушным. Но перед их описанием следует разобраться, почему дети не слушаются.

Причины непослушания

Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.

Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов:

  1. Кризисный период . Психология выделяет несколько основных кризисных этапов: 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10 — 12 лет (начало переходного возраста). Естественно, границы достаточно условные, важнее другое – в эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребёнка. Меняется и психика, и поведение.
  2. Чрезмерное количество запретов . Бунт – естественная реакция детей любого возраста на ограничения. При постоянно звучащем слове «нельзя» ребёнок порой специально нарушает запреты, чтобы доказать свою независимость и «насолить» родителям.
  3. Непоследовательность родителей . По различным причинам родители вводят санкции против ребёнка за то, что вчера если не поощрялось, то и не осуждалось. Естественно, он растерян, дезориентирован, что и выражается в непослушании.
  4. Вседозволенность . В такой ситуации, напротив, ограничения практически отсутствуют. Ребёнку разрешено буквально всё, поскольку родители путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство». Результатом потакания любым капризам становится избалованность;
  5. Разногласия в вопросах воспитания . Различные требования к ребёнку – не редкость. К примеру, отцы обычно требуют больше от детей, мамы же проявляют сочувствие и жалость. Или конфликт может возникнуть между родителями и старшим поколением. В любом случае непослушание – следствие дезориентации ребёнка.
  6. Неуважение детской личности . Нередко взрослые убеждены, что ребёнок в 8 или 9 лет столь же «бесправен», как и годовалый. Они не желают слушать его мнение, поэтому неудивительно, что в итоге возникает протестное поведение.
  7. Конфликты в семье . Взрослые, выясняя собственные отношения, забывают о ребёнке. А тот старается привлечь внимание через шалости или даже серьёзные проступки. Впоследствии это превращается в привычку.

Нередки случаи, когда поведение ребёнка ухудшается после изменения состава семьи: развода или рождения братика/сестрёнки. Основной мотив непослушания в таких ситуациях – желание привлечь к себе внимание.

Как реагировать на непослушание?

О типичных проблемах и причинах детского неподчинения уже было сказано. Теперь нужно понять, что делать родителям, если ребёнок не слушается.

Стоит отметить, что речь пойдёт о поступках, которые всё же остаются в пределах нормы. То есть рассматривать будем именно непослушание, а не отклоняющееся поведение.

Полезная и актуальная статья, в которой психолог рассказывает, и как родительские крики влияют на его дальнейшую жизнь.

Ещё одна важная статья, которая посвящена теме физических наказаний. Психолог доступно объяснит, .

Что же делать с ребёнком, если он ведёт себя столь необдуманно, что это угрожает его здоровью или даже жизни? Необходимо ввести систему жёстких рамок, которые запрещено пересекать.

3-летний малыш, активно познающий мир, просто не представляет, насколько тот опасен. Однако в силу возрастных особенностей и не понимает пространные объяснения, поэтому систему ограничений основывают на условно-рефлексивном поведении.

Ребёнок, услышав определённое слово, обязан остановиться чисто рефлекторно. Это важно, поскольку не всегда есть время на пояснение сложившейся ситуации и вероятных последствий.

Чтобы вся эта конструкция заработала, нужно:

  • подобрать сигнальное слово , которое бы означало категорический запрет. Лучше всего не использовать с этой целью слово «нельзя», поскольку ребёнок слышит его постоянно. Подойдут сигналы «стоп», «опасно», «запрещаю»;
  • продемонстрировать взаимосвязь между сигнальным словом и негативным последствием . Конечно, ситуация не должна представлять серьёзную опасность для ребенка. К примеру, если ребёнок тянет палец к иголке, можно позволить ему прочувствовать боль от острого. В действительно опасных ситуациях нужно многократно проговаривать сигнальное выражение: «Опасно брать ножик.», «Опасно прикасаться к плите.»;
  • убрать эмоции . Иногда ребёнок 5 года жизни специально провоцирует опасность, чтобы мама испугалась за него, а он напитался её эмоциями. Вот почему не следует показывать свои сильные переживания, когда малыш так себя ведёт.

Введение категорических запретов также должно сопровождаться уменьшением прочих ограничений, поскольку в ином случае существует риск, что ребёнок попросту запутается, что можно, а что нельзя делать.

Как уже было отмечено, дети проходят через несколько кризисов, которые и характеризуются протестными настроениями. Взрослеющий человечек стремится к автономности, однако редко какой родитель готов её предоставить в 5, 8 или 9 лет.

Как поступить родителям в этом случае? Позволить ребёнку быть более самостоятельным и принимать решения. Согласитесь, можно предоставить ему возможность решать, чем он будет завтракать или что наденет в школу.

Подобные вещи покажутся родителям мелочью, зато для растущего ребенка это своеобразный пропуск во взрослый мир. А ещё он чувствует, что может принести пользу своим близким.

Если же ребёнок настаивает на выполнении заведомо «проигрышного» задания, позвольте ему это выполнить (если, конечно, это не навредит самому малышу). Однако после неудовлетворительного результата не нужно говорить, мол, я же предупреждала и т.д.

Если же протест вылился в истерику, взрослому следует сохранять спокойствие, иначе эмоциональная вспышка только усилится. Нужно избавить ребёнка от зрителей, прижать к себе или, напротив, немного отойти, не выпуская его из виду. Всё зависит от обстоятельств.

Ребёнок мешает окружающим

В этом случае необходимо дать понять, что имеются общие поведенческие принципы, которые нужно в обязательном порядке соблюдать. Естественно, если ребенок не слушается в 4 года, то он может просто не понимать важности выполнения этих требований.

И всё же делать замечания, объяснять и, в конце концов, воспитывать детей необходимо. Поэтому мама и во второй, и в восьмой раз должна повторять вроде бы очевидные вещи: «Не пинай кресло, потому что мужчине впереди неудобно сидеть».

Если не получается сейчас, то ближе к 8 годам ребёнок усвоит правила поведения, о которых так часто повторяет мама или папа. И чем доступнее объяснять, тем скорее этот момент наступит.

Дети не хотят прислушиваться к родителю, который читает ему нотацию, по двум причинам:

  • ребёнок занят, витает в своих мыслях, поэтому он даже не слышит, о чём говорит родитель;
  • это ещё один вариант протестного поведения.

В первом случае так себя ведут дети, у которых проявляются аутистические черты. Однако может подобное поведение проявляться и у одарённых ребятишек, поскольку они постоянно прокручивают в голове множество различных идей.

Необходимо разобраться, почему именно ребёнок не может или не хочет слушать, чтобы вовремя исправить ситуацию или постараться наладить отношения. Квалифицированный психолог подскажет, что делать в этом случае.

Протестное поведение характерно для детей старше 9 лет и особенно для подростков. Они хотят большей самостоятельности, поэтому сердятся на родителей, отказываются их выслушивать, сопротивляясь таким образом их требованиям.

Не важно, не слушается родителей бунтующий подросток или трёхлетний ребёнок, методы решения проблемы будут схожими. Нужно дать детям больше самостоятельности, если это не навредит их безопасности, и больше любви и поддержки.

Ребёнок требует купить ему что-то

Не нужно ожидать, пока требования и капризность перерастут в истеричный приступ. Лучше всего незамедлительно выйти из магазина и под благовидным предлогом забрать ребёнка. Например, объясните, что забыли деньги.

Несостоявшегося «покупателя» необходимо отвлечь на другое действие. Обратите внимание на пробегающую кошку, посчитайте птичек на ветке, повторите выученное стихотворение. Обычно малыши быстро забывают о несовершённой покупке.

Если ребёнок старше 6 — 7 лет, то с ним уже следует договариваться. Пусть он аргументирует, почему ему необходимо именно эта вещь. Узнайте, возможно, он согласен потратить свои карманные деньги (если таковые имеются) на игрушку или телефон.

Тогда стоит пообещать добавить недостающую сумму на день рождения или Новый год и купить понравившуюся вещь. Естественно, обещание нужно в обязательном порядке сдержать.

Мы рассмотрели, что нужно делать, если ребёнок не слушается в типичных ситуациях. Однако имеются общие рекомендации , которые будут полезны всем родителям. И неважно, сколько исполнилось чаду – 3, 5, 8 или 9 лет.

  1. Сократите число запретов, оставив их для действительно серьёзных ситуаций. В этом случае незамедлительно снизится количество наказаний.
  2. Если ребёнок в 8 лет не слушается, а вы привыкли решать проблему криком, попробуйте успокоиться и делать замечания спокойным тоном.
  3. Если ваше чадо не слушает по причине увлечённости, попробуйте привлечь его внимание не криками, а, напротив, шёпотом, мимикой или жестикуляцией. Собеседнику волей-неволей придётся прислушаться.
  4. Не озвучивайте по много раз свои требования. Сначала просто предупредите, чтобы ребёнок прекратил баловаться, затем следует дисциплинарная мера. А уже после наказания объясняется причина столь строгих мер.
  5. Постарайтесь не употреблять в речи частицу «НЕ». Этот совет основан на мнении, что дети не воспринимают отрицательную частицу, буквально принимая просьбу в качестве руководства к действию.
  6. Если дети истерят, нет нужды в этот момент взывать к их разуму. Успокойтесь сами, ещё раз подтвердите своё требование, не повышая голос. Это больше проходит в 8, 9 лет, а с детьми раннего возраста сработает отвлекающий манёвр.
  7. Будьте последовательны в поступках, требованиях и обещаниях. Также заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Согласованность не позволит дезориентировать ребёнка, у которого не будет причины вести себя вызывающе.
  8. Старайтесь уделять общению с детьми больше времени. Причём важно не количество минут, а качество взаимодействия.
  9. Морально подготовьтесь к неизбежному взрослению. Ребёнок растёт, ему требуется больше самостоятельности для реализации своих желаний и планов. По мере возможности обеспечьте эту независимость.
  10. Проявляйте искренний интерес. Узнайте, чем живёт ваш подросший ребёнок. Возможно, его любимые фильмы не так поверхностны, а музыка достаточно мелодична.

Если ребёнок в 10 лет или в 2 года не слушается после многомесячных усилий с вашей стороны, лучше обратиться к психологу.

Чтобы ребёнок слушался или, по крайней мере, адекватно относился к требованиям взрослых, нужно восстановить максимально доверительные детско-родительские отношения и наладить эмоциональную связь.

Способы установить доверительные отношения:

  1. Ребёнку важно понимать, что можно рассказать родителям о тревожащей его ситуации. Также маленькому человечку необходимо знать, что он может задавать вопросы взрослым, не боясь, что те рассердятся. Одновременно и родители должны без стеснения спрашивать, уточнять, рассказывая о нескольких способах решения проблемы.
  2. Если вам нужно сообщить какую-то важную новость или попросить о чём-нибудь срочном, лучше не кричать, а подойти, приобнять – то есть создать физический контакт. Подобное действие покажет вашу высокую заинтересованность в этой ситуации, и у ребёнка будет меньше оснований отказать вам.
  3. При общении нужно поддерживать зрительный контакт, однако взгляд должен быть мягким. Если родитель смотрит рассерженно, то ребёнок подсознательно ощущает угрозу, желание надавить на него, поэтому каждое обращение воспринимает как приказ.
  4. Воспитание подразумевает не только требования, но и благодарности. Похвала, слова одобрения – лучший стимул для детей, ведь они их слышат от родителей. Кстати, материальное поощрение не так ценно для ребёнка, как искренняя мамина или папина благодарность.
  5. Не следует забывать, что вы родитель, то есть старше и опытнее своего чада. Чрезмерно приятельские отношения нередко приводят к тому, что ребёнок перестаёт воспринимать вас в качестве защитника, главного человека в семье. То есть нужно проявлять большую гибкость.

Важно научиться правильно реагировать на любую проблему, рассматривать её со всех сторон, в том числе и с позиции ребёнка. В этом случае доверие обязательно вернётся, а, значит, и детям уже не нужно будет противостоять своим родителям.

Сила личного примера

Дети не всегда реагируют должным образом на простое объяснение, почему нужно вести себя так или иначе. Лучше воспитывать на личном примере, ведь этот способ действует куда эффективнее, нежели многочисленные слова и пожелания.

Если ребенок в 6 лет не слушается, возможно, следует выслушать его доводы, объяснение поступка. Особенно важно демонстрировать справедливость в подростковом возрасте, поэтому находите в себе силы пересматривать своё решение, если оно было неверным, и просить прощения за ошибку.

В один не самый прекрасный момент практически каждый родитель может столкнуться с проблемой непослушания. Однако не стоит отчаиваться и решать вопрос силой, лучше выстроить отношения с ребёнком так, чтобы конфликты не доходили до точки невозврата.

Кроме того, подумайте, так ли хорош послушный ребёнок. Ведь некоторые проявления неподчинения связаны с нормальным прохождением возрастных кризисов, а если дети никогда не возражают, возможно, им не хватает самостоятельности и стремления к саморазвитию.

И, наконец, сами взрослые должны служить образцом конструктивного поведения. Согласитесь, что глупо требовать от ребёнка слушать и слышать, если родители не всегда выполняют обещания, меняют без должного основания требования и не желают уступать в малом.